1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Поз..няя осень. Ч..сто идут д..жди но между д..ждями (вы)падают тих..е и тёплые дни. В лесу пахн..т как бы мятными пряниками а в пол.. ощуща..ш.. зап..х только что ра(с,з)резанной дыни. Эти дни даже в полдень похож..(1) (на)сум..рки. С..дой(3) туман окутыва..т даль и погружает природу в дремуч..ю тиш..ну.(4) И вот в этой тиш..не в этом тумане д..леко слыш..т..ся «квох-квох-квох». Как обраду..ш..ся(2) этим осенним крикам др..здов. Всё вокру(к,г) в осенн..м тумане. Всё так дорого так бли(с,з)ко душе ру(с,сс)кого человека. Любуйся ч..сами — (не)налюбу..ш..ся.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Верба, взялась, водопровод, ловка. 4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Листья отрываются и повисают на незаметных паутинах.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) 1)По мнению лесника тетерев умнее куропатки 2)Вам понравилась мелодия нашего леса 3)Тогда я понял что все эти звуки сливаются в один 4)Чем бы ещё людей порадовать подумало солнышко
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Поднялся вдруг весь псарный двор 2) Куда так кумушка бежишь ты без оглядки? 3)Кто вздумает за нас вступиться? 4)Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Разозлилась зима махнула серебряным рукавом и запорошила снегом жёлтенькие огоньки. 2)Встало солнышко утром и пошло гулять по небу. 3)Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. 4)В пору цветения кормит клён соком пчёл и других сладкоежек.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. (2)Это сообщает им особую прелесть. (3)Я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии («Роняет лес багряный свой убор» и т. д.). (4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
(7)Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (8)Он душист, свеж, полон озона. (9)В лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (7)Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (8)Он душист, свеж, полон озона. (9)В лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (10)Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (11)Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что лес является источником вдохновения? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-6 текста. Запишите ответ.
11 В предложении 11 найдите слово со значением «одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, счастья». Выпишите это слово. 12 В предложениях 3-7 найдите синоним к словосочетанию «творческий подъём» и выпишите его.
Ответы: Поздняя осень. Часто идут дожди, но между дождями выпадают тихие и тёплые дни. В лесу пахнет как бы мятными пряниками, а в поле ощущаешь запах только что разрезанной дыни. Эти дни даже в полдень похожи на сумерки. Седой туман окутывает даль и погружает природу в дремучую тишину. И вот в этой тишине, в этом тумане далеко слышится «квох-квох-квох». Как обрадуешься этим осенним крикам дроздов. Всё вокруг в осеннем тумане. Всё так дорого, так близко душе русского человека. Любуйся часами — не налюбуешься.
Морфемный разбор ‘Об’-приставка. ‘рад’-корень. ‘у’-суффикс. ‘ешь’-окончание. ‘ся’-суффикс.
Морфологический разбор Седой (туман) 1)Седой (туман)-имя прилагательное, обозначает признак предмета: туман (какой?) седой; 2)Начальная форма- седой; полное, в м.р, ед.ч., именит. падеже; 3)В предложении является определением.
Синтаксический разбор Седой туман окутывает даль и погружает природу в дремучую тишину. Грамматическая основа: туман (подлежащее) ; окутывает, погружает (однородные сказуемые) Второстепенные члены: туман(седой)- определение; (окутывает) даль-дополнение; (погружает) природу- дополнение; (погружает) в тишину-обстоятельство; (в тишину) дремучую- определение.
9 В глубине наших лесов 9 В глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии(«Роняет лес багряный свой убор» и т.д.). 10 Рассуждение. 11 Радости. 12 Вдохновения.
Природа преподносит нам сюрпризы.
Природа преподносит нам сюрпризы И, чаще — нехорошие весьма. То нынешней зимы капризы, То где то спряталась весна.
То снег пошел в начале мая, А то мороз в июне прихватил цветы. В лесу до сей поры снежок не тает. Хотя уже должна сирень цвести.
Все перепутала природа. Да и запуталась сама: Какое нынче время года? Весна? А может быть зима.
Да нет, я думаю — весна, Пришла к нам наконец из южных стран. И скоро лето. Вылезла трава. И птицы перелетные летят уж в гости к нам.
*23.04.2012 Л. Болотов
Русская природа весной преподносит нам удивительные сюрпризы пора цветения впр
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ра(н,нн)ее лето п..ра цв..тения одуванчиков. Я снова (2) иду на любимую п..ляну нах..дящуюся (не)далеко от дома. Эта п..ляна полностью з..брызг..(н,нн)а ярко(ж..лтыми) пятнами ра(з/с)пустившихся одуванчиков. (4) В воздух.. л..тают параш..тики от..рвавшиеся от слишком рано о(д/т)цветших солнечных кр..савцев. И всё(же) наиболее кр..сивы одуванчики (не)успевшие пр..вратит..ся в пуш..стые шары.
Моё вн..мание пр..вл..кают (не)только цв..ты. Уд..вительное над г..ловой небо. Ра(з/с)мере(н,нн)о плывущие по нему обл..ка кажет..ся з..вут в дорогу пр..глашают в уд..вительное пут..шествие в мир природы.
Я соед..няю взглядом голубое небо и ж..лтое море одуванчиков и поп..даю в сказку. Совсем (по)другому см..трю я теперь и на природу и на мир и на себя.
Мысле(н,нн)о рисуя (3) для себя место покоя я слышу в нём только ш..рох травы и ш..пот обл..ков. Таким мир..м (не)возможно (н..)насл..ждат..ся.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
1. Слышу (что делая?) рисуя — деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
Эта поляна полностью забрызгана ярко-жёлтыми пятнами распустившихся одуванчиков. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: поляна (подлежащее, выражено именем существительным) забрызгана (составное именное сказуемое, выражено кратким причастием).
Второстепенные члены предложения: (поляна) эта — согласованное определение, выражено указательным местоимением; (забрызгана) полностью — обстоятельство меры и степени, выражено наречием; (забрызгана) пятнами — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство образа действия); (пятнами) ярко-жёлтыми — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (пятнами) одуванчиков — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: несогласованное определение); (одуванчиков) распустившихся — согласованное определение, выражено причастием.
Раннее лето — пора цветения одуванчиков. Я снова (2) иду на любимую поляну, находящуюся недалеко от дома. Эта поляна полностью забрызгана ярко-жёлтыми пятнами распустившихся одуванчиков. (4) В воздухе летают парашютики, оторвавшиеся от слишком рано отцветших солнечных красавцев. И всё же наиболее красивы одуванчики, не успевшие превратиться в пушистые шары.
Моё внимание привлекают не только цветы. Удивительное над головой небо. Размеренно плывущие по нему облака, кажется, зовут в дорогу, приглашают в удивительное путешествие в мир природы. Я соединяю взглядом голубое небо и жёлтое море одуванчиков и попадаю в сказку. Совсем по-другому смотрю я теперь и на природу, и на мир, и на себя.
Мысленно рисуя (3) для себя место покоя, я слышу в нём только шорох травы и шёпот облаков. Таким миром невозможно не наслаждаться.
ВПР по русскому языку за 5 класс 2018 года А. Кузнецова — Вариант 4
При написании данной работы «ВПР по русскому языку 5 класс 2018 Кузнецов Вариант 4» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. А. Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. 2018 год».
Задание 1
В п..лнейш..й т..шине зарождает..ся ра..свет. Небо (на)восток(и/е) зелене..т. Г..лубым хрусталём з..гора..тся (на)заре Венера. Это луч..шее время суток. Ещ.. всё (1) спит. Спит в..да спят ж..лтые кувш..нки спят птиц.. спят рыбы. И только медленные и бе..шумные (2) совы пронос..тся (над)костром. Они похож.. на комоч..ки бело..о пуха.
Кот..лок серд..тся и бормоч..т на жарком огне (4) . Мы г..ворим ш..потом. С ж..стяным свистом прол..тают над нами утки. Туман начина..т клубит..ся (над)водой (3) . Мы смотр..м как поднимает..ся со..нце бесконеч..ного летн..го дня.
Мы спим по два часа (в)сутки но (не)знаем усталости.
(По К. Г. Паустовскому)
В полнейшей тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят жёлтые кувшинки, спят птицы, спят рыбы. И только медленные и бесшумные совы проносятся над костром. Они похожи на комочки белого пуха.
Котелок сердится и бормочет на жарком огне. Мы говорим шёпотом. С жестяным свистом пролетают над нами утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается солнце бесконечного летнего дня.
Мы спим по два часа в сутки, но не знаем усталости.
Задание 2
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
- Фонетический разбор
- Морфемный разбор
- Морфологический разбор
- Синтаксический разбор предложения
(1) Фонетический разбор
бесшумные (2) бес- — приставка -шум- — корень -н- суффикс -ые — окончание
(3) Морфологический разбор
(над) водой (3)
1) (над) водой — имя существительное, обозначает предмет; вода (что?); 2) начальная форма — вода; нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род, в единственном числе, в творительном падеже; 3) в предложении является дополнением (допустимо: обстоятельством).
(4) Синтаксический разбор
Котелок сердится и бормочет на жарком огне. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: котелок (подлежащее), сердится и бормочет (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (бормочет) на огне — дополнение (допустимо: обстоятельство); (на огне) жарком — определение.
Задание 3
выздоровеешь, звонишь, начал, углубить
вы́здоровеешь, звони́шь, на́чал, углуби́ть
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В траве на опушке растут маслята и сыроежки.
В предл. траве сущ. на предл. опушке сущ. растут глаг. маслята сущ. и союз сыроежки. сущ.
Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), имя прилагательное, частица.
Возможное, но не обязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Как сказали в школе на диспансеризацию пойдём сразу всем классом
- Нам сообщили что каникулы начнутся в этом году на два дня раньше
- Что вы говорите уважаемая Любовь Ивановна
- Когда же мы поедем на экскурсию интересуется Наденька
«Когда же мы поедем на экскурсию?» — интересуется Наденька.
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Всё найденное продовольствие Женя порезал на плоские кусочки и сложил в миску.
- Первый снежок слегка припорошил дорожки парка.
- Ванечка достань из подпола картошки и моркови!
- Сашка любил украсить разговор какой-нибудь необычной фразой.
Ванечка, достань из подпола картошки и моркови!
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Проснулся Егор рано и сразу побежал на речку.
- Боролись они азартно и не уступали друг другу ни шагу.
- Выл ветер и капли стучали в окна террасы.
- Не стал медведь улья разорять и только походил вокруг пасеки.
Выл ветер, и капли стучали в окна террасы.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (З)Петя, поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.
(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (Ю)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.
(По В. Катаеву )
Задание 8
Основная мысль текста:
Петя понимает, что пришла пора прощаться с детством.
Каждый ребёнок когда-нибудь понимает, что приходит время прощаться с детством.
Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пете не хотелось прощаться с детством? Запишите ответ.
Петя не хотел уезжать с моря, он чувствовал «тоску расставания с прежней жизнью».
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-8 текста. Запишите ответ.
Задание 11
В предложениях 1-4 найдите слово со значением «утончённость, изящество» . Выпишите это слово.
Задание 12
В предложениях 8-10 найдите синоним к слову «вырос» и выпишите его.
(1)В сугробе тепло. (2)Снег – один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта. (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходы-туннели. (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.
(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.
(По В.В. Фомичёвой)
Задание 8. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.
Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-8 текста. Запишите ответ.
Задание 11. В предложениях 2 – 4 найдите слово со значением «сильная метель, снежная буря». Выпишите это слово.
Задание 12. В предложениях 12 – 14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
↑ ВАРИАНТ 2
(7)Бельё парижанин менял редко: раз в месяц или два. (8)Тогда думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на манжетах были подороже. (9)Носовой платок тоже появился совсем недавно. (10)Ему всего только лет двести−триста. (11)Среди самых важных и знатных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной роскошью.
(12)Канализации не было. (13)В Париже помои выливали прямо на улицу из окон. (14)Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. (15)Неудивительно, что в старину люди болели гораздо чаще, чем сейчас. (16)Никто не знал тогда, что, где грязь, там и зараза. (17)Случалось, что целые города вымирали от страшных болезней – чумы, чёрной оспы. (18)Что же сделало нас здоровее и крепче? (19)Водопроводный кран, кусок мыла, чистая одежда.
(По М. Ильину)
Задание 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что в старину люди мылись реже, чем в наше время? Запишите ответ.
Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12-14 текста. Запишите ответ.
Задание 11. В предложениях 9-11 найдите слово со значением «внешнее великолепие, пышность, излишество в удовольствиях». Выпишите это слово.
Задание 12. В предложениях 1-2 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его.
↑ ВАРИАНТ 3
(1)Спросите у спортсменов, что каждый из них понимает под словом «тренер». (2)Один спортсмен, сославшись на словарь, ответит: «Тренер (от английского «тренинг» – «упражнение») – это специалист, знаток какого-либо вида спорта». (3)Другой скажет проще: «Тренер – это воспитатель молодых атлетов». (4)Третий назовёт тренера военачальником, который руководит спортивным сражением. (5)Четвёртый на основании множества случаев из своей жизни и из жизни товарищей по команде вспомнит о тренере как о добром, но строгом и справедливом учителе, старшем друге, который знает, когда у его питомцев дни рождения, кто каким видом искусства увлекается, у кого нелады дома. (6)Кто же прав? (7)Все правы, потому что каждый отметил какую-нибудь одну сторону многогранной деятельности тренера, одну из черт его характера.
(8)Чтобы учить других, надо самому много знать. (9)Поэтому тренер, конечно же, знает свой вид спорта не понаслышке, а, как говорится, изнутри. (10)Чаще всего тренерами становятся бывшие спортсмены. (11)Конечно, не все бывшие спортсмены обязательно хорошие тренеры. (12)Но все хорошие тренеры, как правило, опытные спортсмены, например знаменитые Анатолий Тарасов (хоккей с шайбой) и Александр Гомельский (баскетбол).
(13)Друг и учитель, товарищ и мудрый наставник, а порой врач и даже массажист – вот кто такой спортивный тренер. (14)Приходят к нему девчонки и мальчишки – неопытные, мало что умеющие. (15)А становятся истинными спортсменами – техничными, быстрыми, умелыми, сильными, мужественными.
(По Г. Юрмину)
Задание 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что тренер является другом для спортсменов? Запишите ответ.
Задание 10. Определите какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.
Задание 11. В предложениях 4-5 найдите слово со значением «воспитанники». Выпишите это слово.
Задание 12. В предложениях 3-4 найдите синоним к слову «спортсмен» и выпишите его.
ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 6
Птиц ы улетят, и цв е ты (1) з а вянут. Зверьки спряч утс я в норы. Жуки, бабо чк и, змеи укрою тс я подо мхом, в з е мле‚ под валежником. Осенни е встречи с ними — это встречи перед ра с ст а ванием.
Но ждут вас и новые св и дания. Прил е тят в лес зимние птиц ы : сн е гири, свиристели. Встрет и ш ь рябеньк у ю кедровку или даже полярную (3) сову.
Не узнать стало старых зн а комых. Рыж и е белки стали серыми, серые зайц ы стали белыми. У лосей рога выр о сли, белые куропатки нак о нец-то и взаправду стали белыми.
Много в л е су событ и й. Белки зап а сают (2) грибы, мы шк и пряч у т зёрна. Трудолюбивые бобры осины вал я т (4) . С о зрели на елях и соснах ш и шки, а на берёзах — серё жк и. Лес готов итс я к зимн е й стуж е .
запасают (2) за- — приставка -пас- — корень -а- суффикс -ют — окончание
полярную (3) (сову)
1) полярную (сову) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: сова (какая?) полярная; 2) начальная форма — полярный; в единственном числе, в винительном падеже, в женском роде; 3) в предложении является определением.
Трудолюбивые бобры осины валят. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: бобры (подлежащее), валят (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (бобры) трудолюбивые — определение; (валят) осины — дополнение.
дос У г, молод Ё жь, создал А , цем Е нт
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), частица.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
- По словам врача Настя скоро пойдет на поправку
- Юра сказал что больше не будет обижать маленьких
- Как ты сюда попала спросила меня женщина
- Расскажи-ка мне зачем тебе понадобились краски
Ответ
«Как ты сюда попала?» — спросила меня женщина.
- Бабушка стала молча подогревать самовар.
- Зачем Дашенька тебе понадобился циркуль?
- Он долго не замечал меня и глядел куда-то мимо.
- Дед тихонько смеётся и щекочет меня за ухом.
Зачем, Дашенька, тебе понадобился циркуль?
- Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку
- Тут был старинный сундучок и часы в футляре
- Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу
- Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах
Шлюпка пристала к берегу, и японский чиновник ступил на палубу.
(1) Валя не пришла в класс, и подруги послали к ней Мусю.
— (2) Может, она больна, может, ей нужно помочь?
(3) Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой.
(10) Валя оживилась и закивала головой:
— (13) Это не он шумит? (14) Нет‚ это, верно, дождик!
(15) Муся вскочила и подбежала к окну.
— (16) Так и есть — дождик! (17) Хорошо‚ что я в галошах пришла, а то можно простудиться!
(18) Она побежала в переднюю и крикнула:
— (19) Выздоравливай‚ Валечка! (20) Я ещё приду к тебе, не беспокойся!
(21) Валя попыталась что-то сказать вдогонку. (22) Потом вздохнула. (23) Потом потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— (24) Ну, что она говорила, чем ей помочь? — спрашивали Мусю девочки.
— (25) У неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — (26) Я очень внимательно к ней отнеслась, но она ничего не говорила и помощи не просила!
(По В. Осеевой)
Муся не проявила должного внимания к подруге и оставила её без помощи. (ИЛИ: Нужно быть по-настоящему внимательным к своим друзьям, серьёзно относиться к их проблемам, нужно исполнять дружеский долг не просто «для вида» . ИЛИ: Если можешь помочь, не жди, пока тебя попросят.)
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной помощи?
Валя нуждалась в горячей грелке и полоскании и пыталась сказать об этом Мусе.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21-23 текста. Запишите ответ.
В предложениях 8-12 найдите слово со значением «выйти из состояния вялости, безразличия» . Выпишите это слово.
В предложениях 4-7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.
Многое умеют птицы впр 5 класс основная мысль
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по счёту коробочке было последнее зерно? Запишите ответ.
(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к счёту.
(4)Учёные поставили эксперименты, чтобы выяснить, имеют ли птицы представление о количестве. (5)Например, птицам предлагали склевать определённое число зёрен. (6)Голубю разрешали съесть пять зёрен, а от шестого его прогоняли. (7)Вёл он себя так: склевав разрешённое количество, осторожно приближался к шестому зерну, потом быстро
хватал его и мчался прочь, хлопая крыльями.
(8)В другом опыте коробочки с зёрнами и без зёрен были поставлены в ряд. (9)Галка должна была открывать крышки коробочек, пока не найдёт пять зёрен. (10)А зёрна располагались в первых трёх коробочках и в пятой: 1, 2, 1, 0, 1. (11)Вначале она открыла лишь первые три коробочки, собрала четыре зерна, съела их и вернулась на своё место. (12)Затем вспомнила, что ей нужно съесть ещё одно зерно, подошла к первой коробочке и кивнула один раз головой, прежде чем открыть её. (13)У второй коробочки галка кивнула головой дважды, у третьей — один раз, открыла четвёртую коробочку, которая была пустой. (14)Из пятой коробочки она достала последнее зерно и не пошла к другим коробочкам, которые стояли рядом.