Креативные методики в педагогической практике – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Дополнительная образовательная программа "сюрприз" | рабочая программа на тему: | образовательная социальная сеть

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Креативные методики в педагогической практике – статья  – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Принята

на заседании педагогического совета

МКОУДОД  ДДТ К-Чепецкого района

Протокол № ____от «____»_____2021 г.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

«СюрПРИЗ»

(оригами)

Срок реализации: 1 год

Возраст  детей: 5-7 лет

Составитель: Ренёва Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

МКОУДОД Дома детского творчества,

                                    без квалификационной категории

ст. Просница

2021

Пояснительная записка

        Настоящее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, труда, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Отработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, мелкая моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать.

Программа объединения дополнительного образования «СюрПРИЗ» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства оригами,  как с помощью исторических сведений и фактов, так и в ходе практической работы.

Направленность

Программа носит  название «СюрПРИЗ»: с одной стороны, по аналогии с таким известным направлением в педагогической практике, как ТРИЗ – «теория решения изобретательских задач» («ПРИЗ» – «практика решения изобретательских задач»), с другой стороны – это дословный перевод слова «сюрприз» (неожиданный подарок, вызывающий удивление). Оба значения равноправны и имеют своё отражение в содержательной части программы.

Дополнительная образовательная программа по оригами для старших дошкольников относится к художественно – эстетической образовательной направленности.

Перспективная задача  данной образовательной программы – развивать творческие способности детей. Но не просто творческие способности, результатом которых явится «предмет эстетического созерцания», то есть, сложенная своими руками бумажная игрушка, а формировать у детей интеллектуальное творчество и изобретательное мышление.

Основополагающий акцент программы созвучен с технологией развивающего обучения.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности. Использование оригами  в образовательном процессе, в первую очередь, связана с возможностью использования  его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

В процессе занятий оригами развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, фантазировать, развивается творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя. В плане подготовки детей к школе работа с оригами очень ценна тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества воспитанников:

Оригами служит средством установления контакта и налаживания коммуникации в семье, с детьми в школе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в достаточно большой группе единомышленников (применительно к группе воспитанников).

Педагогическая целесообразность

В старшем дошкольном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов и воспитателей, а не каждого в отдельности.

Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Именно, таят; они сокрыты, возможно, не поддаются текущим, осязаемым методам диагностики результативности и эффективности проводимых занятий. Хотя, в принципе, без учёта психофизиологических особенностей обучающихся, можно оценивать работы детей даже по пятибалльной системе – оригами, подчиняясь математическим законам, очень конкретно и единообразно в своем классическом начале. Но как оценить затраченное на изготовление игрушки время, упорную, настойчивую совместную работу пальцев и мысли, радость и удовлетворение при виде готовой, сложенной своими руками игрушки?

Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу ребенка, эстетические навыки, экологические знания.

Ориентированность Программы не на воспитание «индивидуалистов», а на развитие индивидов, что возможно только в процессе коллективного общения, подвигают дошкольников к самоопределению, самореализации; к необходимости усваивать нормы коллективного общения, находить своё место в системе коллективных отношений.

Ориентированность программы на естественное психофизиологическое начало формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного возраста продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию (самостоятельности).

Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести нравственно-этические нормы поведения и общения, основанные на национальном самосознании.

Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству складывания бумаги способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения.

Цели и задачи обучения:

Цель программы

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Условия реализации образовательной программы

        Дополнительная образовательная программа «СюрПРИЗ» предусматривает занятия с детьми 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения.

  Занятия проводятся  1 раз в неделю, с сентября по май, продолжительностью 30 минут.

Методы организации учебного процесса

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Также, согласно технологии развивающего обучения Эльконина– Давыдова, при обучении старших дошкольников основам оригами применим метод «проблемной» ситуации – метод учебных задач, где «решение учебной задачи заключается не в нахождении конкретного выхода, а в отыскивании общего способа действия, принципа решения целой группы аналогичных задач».

Кроме вышеперечисленных, традиционных, методов организации учебного процесса хочется назвать такой метод, как коммуникативный, коллективно-распределительный (дискуссионный), которому в технологии развивающего обучения отводится решающая роль.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность

Материально-техническое обеспечение:

1.Бумага:  

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеёнка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

7. Декоративные элементы для оформления работ.

Техника безопасности и материалы для работы

  • Занятия оригами являются одним из самых безопасных видов творческой деятельности, ведь для работы необходима только бумага (одно из определений слова «оригами» – складывание бумаги без применения ножниц и клея).
  • Бумага, закупаемая для занятий оригами, хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
  • Для работы по изготовлению модульных изделий оригами, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
  • Для некоторых видов работ по изготовлению изделий оригами  всё же требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.

Информационно-методическое обеспечение:

http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/pticy_cyplenok.html

http://planetaorigami.ru/page/2/

Этапы обучения

I этап. Введение. Включает в себя знакомство ребенка с миром искусства складывания поделок из бумаги, историей его развития, средствами оригами.

II этап. Подготовительный. На данном этапе происходит ознакомление с основными приёмами и базовыми формами оригами, выполнение простейших моделей, словарный запас детей пополняется необходимой спец. терминологией. Данный этап является теоритическим.

III этап. Практический. Закрепляются навыки складывания поделок в технике оригами. Совершенствуется умение работать аккуратно. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе материалов, индивидуальном оформлении поделки.

IV этап. Работа с модулями. На основе изученного материала происходит переход к модульному оригами. В ходе работы дети выполняют несколько одинаковых модулей (количество модулей зависит от количества деталей в модели), что позволяет им ознакомиться с последовательностью складки, повторить, закрепить знания и выполнять самостоятельно. За счёт данной технологии усваивается процесс работы в целом и в дальнейшем дети могут самостоятельно выполнять данную модель в свободном творчестве по памяти.

Общий объём программы: 34 часа

Предполагаемый результат изучения курса «СюрПРИЗ» :

 Воспитанник имеет:

          Воспитанник владеет:

     Воспитанник знает:

     Воспитанник умеет:

Если конкретизировать прогнозируемые результаты, то на первый план выступают принимаемые без обсуждений, качественные характеристики данного вида деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, что благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешное его обучение в начальной школе.

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

Аккуратность и точность выполнения работы важны, но, всё-таки, в первый год обучения не являются определяющими показателями результативности обучения; главное – приобретение знаний по данному виду творческой деятельности, умений и навыков по складыванию бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата, технологии складывания бумаги, получение готового изделия.

Качество и объём выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика (По Эльконину).

Практика способа оценки знаний, умений и навыков

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Учебно-тематический план

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете в МКОУ ДОД Доме детского творчества.

Теория (1 час) Ознакомление  детей с новым видом искусства – «Оригами» посредством использования слайд – шоу, книг, иллюстраций, образцов поделок.        

2. Бумага. Учимся складывать (1 час)

Теория (1 час) Краткая история создания бумаги. Сорта бумаги. Изучение свойств бумаги.

3. Азбука Оригами (1 час)

Теория (1 час) История создания азбуки оригами. Вводное ознакомление с основными базовыми формами. Работа над спец. терминологией.

4.Базовая форма «Книга» (2 часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Книга». Термины: сторона, угол, линия сгиба, сгиб горой.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Книга» и преобразование её в различные поделки («Домик», «Открытка»). Формирование  навыков декоративного украшения готовой поделки.

5. Базовая форма «Треугольник» (2 часа)

Теория (1 час ) Ознакомление с  базовой формой «Треугольник», «Косынка». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба.

Практика(1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Треугольник» и преобразование её в различные поделки («Собачка», «Лисёнок»).

6. Базовая форма «Воздушный змей» (2часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Воздушный змей». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба, сгиб долиной.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Воздушный змей» и преобразование её в различные поделки («Рыбка», «Ёлочка»).

7. Базовая форма «Блинчик» (2 часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Блинчик». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба, сгиб долиной.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Блинчик» и преобразование её в различные поделки («На лесной опушке», «Письмо деду Морозу»). Коллективная работа.

8. Приём «Гармошка» (2 часа)

Практика(2 часа):

-Знакомство с особенностями приёма. Складывание бумаги приёмом «Гармошка», вырезывание фигурок новогоднего хоровода. Терминология: сгиб горой, сгиб долиной. Правила Т.Б.  при работе с ножницами. (1 час)

-«Новогодняя открытка» Изготовление гофрированного листа приёмом «Гармошка». Закрепление терминологии. Правила Т.Б.  при работе с ножницами.(1 час)

9. Приём складки модели от центра листа (2 часа)

Практика (2 часа):

Знакомство с особенностями приёма. Складывание бумаги приёмом от центра листа, вырезывание звёздочки одним обрезом. Терминология: центр листа. Правила Т.Б.  при работе с ножницами. (1 час)

-«Снежинки белые» Изготовление поделки путём складывания от центра листа. Закрепление терминологии. Правила Т.Б.  при работе с ножницами.(1 час)

10. Мастерская Деда Мороза (2 часа)

Практика (2 часа):

«Фонарик» на основе базовой формы «Книга»  (1 час)

«Гирлянда-цепочка» на основе базовой формы «Книга»  (1час)

11. Изготовление поделок «Волшебные цветы» (3 часа)

Практика (3 часа):

– «Аленький цветочек» – на основе базовой формы «Блинчик» (1час)

-«Цветик-семицветик» – на основе базовой формы «Воздушный змей» (1 час) – «Красивые цветы» на основе базовой формы «Треугольник», «Воздушный змей» (1час)

12.Изготовление поделок к 23 февраля (2 часа)

Практика(2 часа):

– «Красная звезда» – приём складки модели от центра листа. (1 час)

– «Подарок для папы» – на основе базовой формы «Книга» (1час)

13. Изготовление поделок к 8 марта (1 час)

Практика(1 час):

-«Роза для любимой мамочки» (открытка) –  на основе базовой формы «Блинчик» и приём «Гармошка» (1час)

14.Изготовление поделок  с использованием модулей и схем (10 часов)

Практика (10часов):

– «Подснежник»

– «Тюльпан»

– «Нарцисс»

– «Анютины глазки»

– «Ромашка»

– «Мак»

– «Колокольчик»

– «Пион»

– «Гвоздика»

– «Василёк»

15. Итоговое занятие (1 час)

Практика (1 час):

– Коллективная работа Панно «Мир похож на цветной луг». Творческая работа по замыслу детей.

Рекомендуемая литература для педагога

  1. 3.А. Богатеева, «Чудесные поделки из бумаги», Москва «Просвещение», 1992 год.
  2. З.В. Лиштван, «Конструктивная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение», 1977 год.
  3. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», под редакцией В.Б. Косминскои, Москва «Просвещение», 1985 год.
  4. «Игрушки из бумаги», издательство «Дельта», Санкт-Петербург, 1995 год.
  5. «Учимся оригами», под редакцией Ю.Шумакова, издательство «Лицей», Ростов на Дону.
  6. Кунихико Касахара, «Оригами», издательство «Алсия», Япония.
  7. Ю. Афонькин, «Волшебный сад оригами», Санкт-Петербург, 1995 год.
  8. В.П. Пудова, Л.В.Лежнева «Легенды о цветах», М.:  ТЕРРА – книжный клуб; изд. «Аким», 2001г.
  9. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  10. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2021. – 95 с.

Образовательные ресурсы Интернет:

http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/pticy_cyplenok.html

http://planetaorigami.ru/page/2/

Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2021. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. − 304 с.
  7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  10.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. – (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  11.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. – (Серия «Я расту!»).
  12.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Сценарий выпускного праздника "большой сюрприз" | методическая разработка (подготовительная группа) на тему: | образовательная социальная сеть

«БОЛЬШОЙ СЮРПРИЗ»

Сценарий выпускного праздника

Ануфриева Наталья музыкальный руководитель МБДОУ №7 «Золотая рыбка» города Краснознаменск

по мотивам музыкального фильма «Незнайка с нашего двора» и произведению

 Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»

Действующие лица:

Мальчики – Знайка, Незнайка, Гунька, Пилюлькин, Стекляшкин, Сиропчик, Пончик, Цветик, Тюбик.

Девочки – Волшебница, Кнопочка, Синеглазка, Медуница, Любопытные малышки, Стрелочки, Красочки.

 Взрослые – Волшебники 2.

Ход праздника.

Занавес закрыт.

ФИЛЬМ ПРО ДЕТСКИЙ САД, СМОТРЯТ РОДИТЕЛИ.

Фильм заканчивается, звучит музыка, опускаются часы.

ТАНЕЦ «ЧАСИКИ ИДУТ»

 Танцуют девочки-стрелочки. В конце танца появляется волшебница, пересчитывает стрелки, они уходят.

 Волшебница. Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие! Наступает время маленьких человечков и больших дел в прекрасном цветочном городе. Слышите? (Звон часов.) Это совершенно  правдивая история про дружбу и мечту. И вот время этой замечательной истории настало.

Раскрывается занавес.

 ПЕСНЯ – танец  «ЭТО БЫЛО, ЭТО БУДЕТ»

 Дети танцуют и подпевают. В конце песни дети берут книги. Некоторые дети уходят за атрибутами для танца.

Незнайка.

 Опять учиться! Не хочу! Не буду!

 ПЕСНЯ  НЕЗНАЙКИ « ЖИТЬ ПО РАСПОРЯДКУ»

 Дети танцуют с книгами, выносят голубую ткань, пальмы и птичек на палочке, кораблик.

Дети уносят атрибуты.

Знайка. Хватит, Незнайка, какой же ты легкомысленный! Экстренное собрание коротышек цветочного города прошу считать открытым!

 Коротышки хлопают и встают по краям зала. На трибуну поднимаются Синеглазка, Пилюлькин.

 Синеглазка. Дорогие друзья! Мы начинаем нашу встречу с интересными людьми. По традиции они ответят на ваши письма.

 Все хлопают.

 Синеглазка. Спрашивает Тюбик. До кой поры эта гора пустых бочек будет стоять на улицах города, и омрачать минуты радости  наших жителей.

 Знайка. Вопрос касается реконструкции нашего города. Вопрос замечательный! Перейдем к следующему вопросу.

 Синеглазка. Вот вопрос от жителя Сиропчика. Сиропчик спрашивает, как в конфеты попадает повидло?

 Знайка. Друзья! Это старый как мир вопрос! Нам неловко за Сиропчика! Это письмо, от которого за версту пахнет  ванилином, мукой и сахаром!

Незнайка. Ну и маэстро Знайка! Как увиливает от ответов. А как оно туда попадает – еще как попадает!

 Синеглазка. Слово нашему доктору Пилюлькину.

 Пилюлькин. Мне хочется с этого места осудить пропаганду Медуницы! Корень валерианы, пустырника – все травы, которыми она вас лечит, вредны в корне! А пилюли хоть и горьки, но полезны. Кроме того, лечить медом и травами не имеет никакого воспитательного значения! Горькие пилюли и обжигающий йод заставляют  многих малышей задуматься, прежде чем лезть куда не следует!

ПЕСНЯ  ПИЛЮЛЬКИНА

Пилюлькин, Синеглазка, Знайка возвращаются на трибуну.

 Медуница. Нет! Вы только послушайте, это безобразие! Я стольких поставила на ноги!

 Пилюлькин. Запомните все – тяжело в лечении, легко в строю! Пора нам всем приступить к борьбе с невеждами.

 Синеглазка. Вот письмо от Кнопочки. Кнопочка спрашивает, где расположена душа, и почему на ней порой бывает весело, а порой грустно.

 Знайка. Ваша область, доктор.

 Пилюлькин. Раньше считали, что душа живет в сердце.

 Все малыши кладут руки на сердце. Вот, вот, ну и что вы там нащупали? Никакой души нет! 

Незнайка. Врун! Душа бывает везде или нигде! И вообще у вас интересно получается. Вы ничего не знаете, а я Незнайка!?

 Знайка. Никакой души нет, не было и не будет!

 Пилюлькин. Вот у меня сотни писем и в каждом вопрос, почему некоторые видят волшебников, а мы не видим никогда. А нам тоже хочется!

 Незнайка. Ничего вам не хочется. Если бы вам хотелось, вы бы их непременно видели. Вот почему я что хочу, то и вижу!

 Все смеются. 

Незнайка. Смеется тот, кто смеется последним!

 Стекляшкин. Это не ваши слова, Незнайка!

 Незнайка. Все слова общие!

 Все. Да здравствует Незнайка!

Незнайка забирается на трибуну, Знайкина команда уходит.

ПЕСНЯ «ГДЕ ВОДЯТСЯ ВОЛШЕБНИКИ?»

 Знайка. Сохраняйте спокойствие, друзья! Это ненаучное вранье! Никаких волшебников нет и даже их следов! Это я вам обещаю!

Дети садятся. Незнайка остается. Выходит Цветик.

 Цветик.

 Волшебников нет, и не будем!

 Не будем больше о них!

 Забудем, все забудем.

 Знайка! Тебе мой стих!

Незнайка. Подумаешь, так сочинять все могут!

 Цветик. Может и могут, если рифму складывать умеют.

 Незнайка. Что  еще за рифма такая!?

 Цветик. А вот послушай!

ПЕСНЯ ЦВЕТИКА.

 Цветик. Ну, что, понял, что такое рифма?

 Незнайка. Понял, понял, палка галка, печка, свечка!

 Цветик. Раз понял, тогда придумай мне рифму к слову пакля.

 Незнайка. Пакля-шмакля!

 Цветик. Какая такая шмакля! Разве есть такое слово!

 Незнайка. А разве нет!? Ну, тогда – рвакля.

 Цветик. Милый мой! Раз ты не можешь придумать рифму, тогда у тебя нет способностей к поэзии! 

Выходит Кнопочка.

 Кнопочка. Неправильно! Зато Незнайка – главный мечтатель нашего города! Он фантазирует, он обязательно найдет волшебников, вот увидите!

Дети выходят на танец.

 ТАНЕЦ «КОРОТЫШКИ»

 В центр выходит Знайка. Все расходятся на две стороны.

 Знайка. Вы все знаете, как я люблю читать. Не то, что некоторые!

 Незнайка. Подумаешь!

 Знайка. Так вот! Я прочитал удивительные книги о дальних странах. Думал три дня и три ночи. (Обращается то к правой стороне, то к левой стороне. Дети охают от удивления) И придумал! Мы все сделаем воздушный шар и полетим по огромным просторам всего мира!

 Все. Ура!

 ПЕСНЯ ЗНАЙКИ

Незнайка. А я!? Я тоже хочу! (Показывает, как летит)

 Знайка. Незнайка, ты нам здесь не помощник! Писать не умеешь, читать тоже не умеешь, а это наука точная!

ПЕСНЯ «ГИМН НЕЗНАЙКИ»

Все сели, остается Незнайка с Кнопочкой и Гунькой.

 Незнайка. Хватит, все знать нельзя! Все знать – противно!

 Гунька. Незнайка, выпей валерьяночки.

 Незнайка. Если человек все будет знать, у него кончится ум. Зачем ему ум!? Гунька. Незнайка, выпей валерьяночки.

 Незнайка. Не сбивай! Если Знайка все знает, значит у него кончился ум! А у кого нет ума, тот кто, кто? Безумный! Значит, Знайка безумный!

 Кнопочка. Нет, Знайке нельзя отказывать в определенном уме!

 Незнайка. Тогда он что-нибудь да не знает!

Кнопочка. Ты не прав.

 Незнайка. Я всегда прав! Хватит реветь! На Знайку платки переводить! О других бы ты не плакала!

 Кнопочка. О других я тоже плачу, если они ничего не читают и нечего не хотят знать.

 Незнайка. Значит, Знайка твой самый лучший?

 Кнопочка. Я этого не говорила! Вы оба хорошие, только вы разные.

 Незнайка. Разные дружить не могут. Теперь Знайке конец. Мы устроим им такой сюрприз!

 Кнопочка. Какой сюрприз?

 Незнайка. А вам, Кнопочка, этого знать не полагается, чтобы вы не пошли рыдать на Знайкиной груди!

Кнопочка печально уходит. Дети выходят на песню.

 ПЕСНЯ «СЮРПРИЗ»

 Незнайка. Так, лучшие умы у нас есть, теперь нам нужна живая сила. А не пойти ли нам к Пончику и Сиропчику!?

«ПЕСНЯ ПОНЧИКА И СИРОПЧИКА»

 Незнайка. Ну что, братцы, дома сидим, тортик едим?

 Сиропчик. Мы не просто дома сидим, мы сидим на диете.

 Пончик. Вся эта Знайкина компания так обидела моего друга Сиропчика, что у меня весь аппетит пропал. Я все ем, ем, а его все нет и нет!

 Незнайка. Я считаю, это так оставлять нельзя! Надо их проучить, за то, что они обидели нашего дорогого Сиропчика. У меня есть план!

 Шепчутся. Разбегаются. Появляется Медуница.

«ПЕСНЯ МЕДУНИЦЫ»

 Гунька. Ой, Медуничка, помогите голова  болит!

 Незнайка. Ой, живот болит.

 Медуница. Будем лечить пчелиным ядом! Это очень эффективно.

 Гунька. Ой, только не ядом. Можно медом? Нам  не надо эффективно!

 Медуница. Хорошо, только не засните.

 Незнайка. Какой сон! Этой ночью нас ждут великие дела. Мы хотим помочь Знайке поверить в волшебников. Пойдемте с нами.

 Медуница. Но это может направить науку по ложному пути.

 Незнайка. Нет! Это единственный способ направить науку по верному пути. Медуница. Вы правы, Незнайка, я с вами.

 Незнайка. Дождемся ночи!

 Убегают. Ночь.

Стекляшкин (смотрит в подзорную трубу) Что это? Что это? Знайка! Появляются Знайка и Пилюлькин.

 Знайка. Вы что, открыли новую звезду?

 Знайка ходит на заднем плане, думает.

 Стекляшкин. Там на площади! Там на площади…

Пилюлькин. Выпейте воды, Стекляшкин, и постарайтесь вспомнить, что случилось там на площади.

 Проверяет рефлексы и складывает руки на груди.

 Понятно, успокойтесь, закройте глаза.

 Стекляшкин. Бр-р-р. Там на площади шляпы!

 Пилюлькин. Ну, вот и хорошо, площади – шляпы, шляпы – площади. Ничего такого страшного – на площади должны быть шляпы!

 Стекляшкин. На площади шляпы трехсотого размера!

 Знайка. Этого не может быть! Все это надо срочно проанализировать!
Уходят друг за другом, пройдя круг, руки за спиной. Уходят за кулисы, возвращаются  с большой шляпой.

 Знайка. Друзья мои, дело не в моем научном авторитете, не надо раньше времени будоражить город! Возможно, это провокация! Тюбику надо заказать скульптуру, чтобы по предмету он создал облик обладателя.

«ПЕСНЯ – танец ТЮБИКА»

Знайка. Ну, что, Тюбик, видится ли вам образ волшебника?

 Тюбик. То видится, то не видится. По одной шляпе трудно определить лицо. Знайка. Плохо дело.

 Уходят. Появляется Синеглазка.

 «ПЕСЕНКА СИНЕГЛАЗКИ»

Синеглазка. Какая я красивая! Надо идти на площадь, чтобы меня все  видели! Прибегают девочки.

Любопытные Малышки.

 1. Какой ужас! 

2. Какой ужас!

 Вместе. У Знайки на столе лежат гигантские вещи! 

Входят малыши и малышки.

Незнайка. Знайка так часто говорит, что волшебников не существует, что это становится подозрительным! Да он просто скрывает волшебников у себя дома!

Гунька. Точно, пока Знайка запутывает нам мозги, волшебники сидят у него дома и спокойно едят борщ!

 Пончик. Или пончики! Им  все можно, а другим ничего нельзя!

 Синеглазка. Внимание! Внимание! Мы ведем репортаж с площади города. Слушайте ответ Знайки.

 Знайка. Дорогие друзья, малыши и малышки мы рады приняли пригласить вас  на чудесный бал. Давайте веселиться и забудем нелепые вымыслы о волшебниках.

ТАНЕЦ «ЧА-ЧА-ЧА»

После танца встают парами по центру.

ЗВУЧИТ ТИХАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Пары расходятся в разные стороны после диалогов.

Пончик. Любите ли вы пончики?

 Малышка. Очень.

 Пончик. Я больше всего на свете люблю пончики.

 Малышка. Ах, какой вы эгоист, вы что, кроме себя больше никого не любите? Пилюлькин. Дорогая Медуница, я готов принять ваши принципы, только в том случае, если вы признаете йод самым лучшим лекарством!

 Медуница. С вами невозможно танцевать, от вас несет йодом!

 Пилюлькин. Нет, Медуница, это с вами невозможно танцевать, от вас несет медом. Медуница. Вы не очень вежливы, Пилюлькин!

 Кнопочка. Незнайка, как хорошо, что мы  встретились.

Незнайка. Ничего хорошего.

 Кнопочка. Нам надо о многом поговорить.

 Незнайка. О чем?

 Кнопочка. О волшебниках, ведь они могут уйти!

 Незнайка. Обратитесь по этому поводу к Знайке. Мне не о чем с вами говорить. Уходят все, Кнопочка остается одна. 

ПЕСНЯ КНОПОЧКИ

Появляются Волшебники.

Кнопочка. А я знаю, кто вы! Пойдемте со мной, вы нам очень нужны!

Уходят. В это время появляется Тюбик,  вывозит скульптуру Волшебника и убегает.

Появляются Любопытные коротышки.

 «ПЕСНЯ ЛЮБОПЫТНЫХ КОРОТЫШЕК»

Малышки. Вот ужас!
Это Волшебник! Все сюда!

Все выходят на сцену.

 Незнайка. Здравствуй, Волшебник, я – Незнайка, а это все мои друзья. Мы тебя нисколечко не боимся. Сделай что-нибудь волшебное. Почему ты молчишь?

 Малышка. Ах, он сейчас съест Незнайку!

 Стекляшкин смотрит в трубу.

 Стекляшкин. По моему он сделан из самого настоящего железа!

 Знайка. Это обыкновенное чучело!

 Выглядывает из-за колонны Тюбик.

 Тюбик. Это не чучело, это моя скульптура. Ты сам мне велел ее создать.

 Все смеются.

 Знайка. Я же говорил волшебников нет! Что ты еще придумаешь!

 Незнайка плачет, все смеются.

Он оборачивается и видит Кнопочку с Волшебником. Улыбается.

 Незнайка. Оставайся, Знайка, со своим чучелом!

Все поворачиваются и замолкают. Волшебники ему кланяются, Незнайка подает руку Кнопочке. Дети окружают волшебников, разговаривают с ними. Машут им, отходят в сторону.

МУЗЫКА  «ГДЕ ВОДЯТСЯ ВОЛШЕБНИКИ»

 Знайка подходит к волшебнику опустив голову.

Волшебник. Ну вот, Знайка, и ты поверил в нас, значит, мы играли не зря! Правда? Знайка кивает, Волшебник берет его на руки и обнимает. Подбегает Незнайка, его тоже Волшебник берет на руки. Обнимает и ставит малышей.

Волшебник. А сейчас вы отправляетесь в необыкновенное волшебное путешествие все вместе.

Дети встают на ступеньки, по центру,

ВОЛШЕБНИКИ ВЫНОСЯТ ШАРЫ.

Волшебники машут рукой и уходят.

 ПЕСНЯ «ШАР ЛЕТИТ»

В конце песни дети все продвигаются вперед, рассыпаются по всему залу.

1 Ребенок

Есть одна страна на свете, не найти другой такой.

 Не отмечена на карте и размер-то небольшой…

Но живет в стране той славной замечательный народ.

 И куда не кинешь взглядом, рядом друг с тобой идет!

2 Ребенок
У каждого есть в жизни “Берег детства”,

Где море сказок и волшебных снов.

 На эту красоту не наглядеться…

 Так хочется вернуться вновь и вновь…

ВАЛЬС

Дети остаются на местах. Выходят воспитатели.

1 Воспитатель:

На душе становится светло

Когда в мире дружит детвора

Время вашей сказки истекло

В школу собираться вам пора!

2 Воспитатель:

Закончится дошкольный бал

И новый день начнётся.

И детвора вновь в этот зал

На праздник соберется.

1 ребенок:

Немного жаль, что мы уже

Здесь будем лишь гостями.

Но вы всегда у нас в душе

И мы всем сердцем с вами

2 ребенок:

Нам детский сад тепло дарил

И гнал печали в тень.

Здесь добрый дух всегда царил,

Здесь праздник каждый день.

3ребенок:

Детский сад – наш добрый друг.

Ты нам был учителем.

Научил нас танцевать, песни петь

И наблюдать.

Помог нам подружиться – нам это пригодится!

4 ребенок:

Всем тем, кто нас учил,

заботился о нас,

Кто отдавал нам много сил –

Готовил в первый класс.

5 ребенок:

Кто нас кормил, кто нас лечил,

Кто просто так нас всех любил,

Мы говорим..

Все дети: СПАСИБО!

6 ребенок:

Сотрудникам нашего детского сада

От шумной и любящей вас детворы.

Примите, пожалуйста, от чистого сердца

Наши улыбки и эти цветы!

Вручение цветов педагогам от родителей, ответное слово.

Сюрприз от героев – педагогика – podarkoskop.ru

3.  Сюрприз от героев.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКЕ:

«ЗАЯЦ – ХВАСТА»

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.

2)  Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

3)  Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.

4)  Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).

5)  Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

6)  Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, усские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).

Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?

2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьянехранили зерно).

Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).

3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).

4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.

Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольнык – ворона, прямоугольники – собаки).

Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).

5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.

6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКЕ :

«ЛИСА И ВОЛК».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, давать характеристику героям новой сказки (особенно подробно – лисе), сравнивая их с персонажами других сказок.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.

3) Уметь использовать заместители при показе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

 4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

Материал и оборудование: Книги – сказки, где встречаются персонаж – лиса, книга – сказка «Лиса и волк», иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки лисы и волка, рукавичка – лиса, магнитофон, фланелеграф с фигурками – заместителями, конфеты с деталями, рамочки.

Приемы и методы: беседа с детьми, показ и рассматривание иллюстраций из сказок, где есть лиса, дидактические игры: «лиса» (рукавичка), упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы», драматизация концовки сказки и грамзапись.

Ход работы:

 1. Воспитатель: Дети, вспомните и перечислите мне русские народные сказки? (Перечисляют сказки).

Очень часто героем русских сказок является лиса, назовите мне эти сказки. («Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»).

Сегодня я вас познакомлю со сказкой, где тоже есть лиса, она называется «Лиса и волк». (Дети садятся на коврик).

Как вы думаете, какой будет лиса в этой сказке? (Хитрой, умной, ловкой).

Воспитатель одевает рукавичку лисы на руку и просит детей вспомнить присказку о лисе; затем рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Понравилась вам. Дети, сказка? (Да).

Объясняет детям непонятные слова : (не ворохнется, воз, улучила, смекнула, кума, квашня, куманек).

Что в сказке вам особенно понравилось? Рассказываю по их просьбе 2-3 отрывка.

Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику лисе в этой сказке, какая она? (Хитрющая, плутовка, изворотливая).

На какую лису похожа героиня сегодняшней сказки? (На лису из сказки «Лисичка со скалочкой»).

2. Предлагаю детям драматизировать концовку сказки – 2-3 раза. (Физкультминутка «Лиса и зайцы»).

3. Воспитатель: А сейчас, дети, пройдите за столы и достаньте из конвертов фигурки- заместители персонажей нашей сказки.

Размещаю крупные заместители на фанелеграфе.

Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют: дед, баба, лиса, волк, рыба, воз, река. Их 8).

Дадим каждому персонажу сказки фигурку – заместителя. Какие они? (Разного цвета и формы. Выбираем героев – заместителей).

Воспитатель: модели разобрали, еще у нас есть рамочки, в них мы будем составлять эпизод ( часть) сказки, стрелки показывают продолжение сказки.

Вспоминаем начало сказки и выкладываем в 1-ой рамочке соответствующие фигурки – заместители. Когда закончили полностью составлять сказку, хвалю детей за то, что они справлялись правильно и хорошо.

4. Воспитатель: Прежде, чем попробуем рассказать сказку от начала до конца, вспомним некоторые части. Назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 5-ой, 9-ой и т.д. (Дети называют).

Воспитатель: начинаем рассказывать сказку по модели, все внимательно слушают, т.к. будут рассказывать по очереди.

5. Воспитатель: Ребята, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да). Почему? (Интересно, необычно, легче рассказывать; есть подсказка – модель).

А сейчас я предлагаю вам подойти к моему столу и прослушать в грамзаписи концовку сказки, обращая внимание на интонацию голоса волка, с которой он произносит фразу: «Так, милая, так!» (Дети высказывают свое мнение).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКАМ:

«РЕПКА», «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕКУХ».

Цель:
Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).

Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

§

1. Дети играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садится.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки. (ответы детей).

Вдруг стук в дверь! На занятие приходят герои сказок: заяц из сказки «Заюшкина избушка» и Хаврошечка.

Воспитатель: Что же за сказочные герои к нам пришли, из каких они сказок? (Дети называют).

Здороваются с детьми, говорят, что они заблудились, просят детей помочь им вернуться в свои сказки.

Воспитатель: Поможем нашим героям? (Дети отвечают «Да!»). Для того, чтобы вернуть наших героев в сказки нужно выполнить одно условие: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать эти сказки, т.е. составить модели по этим сказкам. Может не целиком – но так, чтобы наши герои узнали свои сказки и вернулись в них. Хорошо? («Да»).

Воспитатель: Я предлагаю сказку «Заюшкина избушка» рассказать и показать следующим детям: Даше, Илье, Андрею, т.е. помочь зайчику. А сказку – «Хаврошечка» – Артемке К., Симе Г., Саше К., Диане Ц., т.е. помочь нашей Хаврошечке. Согласны? («Да!»)

Дети одновременно идут к своим стола и рассаживаются по двум группам.

2. 1 группа детей:

Зайчик идет с детьми к своим столам, дети берут конверты, достают условные заместители, называют зайцу кто есть кто?

Заяц: Какие геометрические фигурки? Чем они похожи, чем отличаются? Почему? (5 кружков разного цвета, одинакового размера: заяц, лиса, волк, медведь, петух – перечисляют цвета).

Кроме кружков разного цвета, есть еще избушки. Какого цвета и почему? (Голубая – лисы, изо льда; коричневая – зайца, из дерева). Заяц слушает ответы детей, хвалит их, говорит, что эту сказку дети будут составлять по цвету.

Кто-то из детей называет присказку к этой сказке:

«Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела…» это еще

присказка, а сказка дальше пойдет!

Дети после небольшой предварительной работы начинают рассказывать и выкладывать сказку. Воспитатель временами подходит к этой группе детей, слушает, смотрит, где надо задает вопросы.

Заяц доволен, что дети быстро рассказали и показали сказку, приглашает детей на «поляну» (физминутка «Зайки»), задает вопросы:

Хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка).

А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медвель струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку, в избушку и жить там поживать, нас с вами в гости поджидать.

Заяц уходит, дети его провожают.

3. 2-я группа детей.

Дети, Хаврошечка и воспитатель идут к своим столам, садятся.

Воспитатель: Недавно мы познакомились еще с одной сказкой «Хаврошечка». Пробовали ее рассказать, но справились с трудом, потому что ее содержание охватывает много действий. Чтобы нам легче рассказать эту сказку можно составить подсказку, т.е. модель этой сказки.

Воспитатель размещает на фланелеграфе фигурки – заместители персонажей и решает с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

Воспитатель: Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют, их – 8).

Даем каждому персонажу фигурку – заместитель. Они разного цвета и формы.

Воспитатель: Почему Хаврошечка и сестры красного цвета? (Девицы – красавицы).

Почему хозяйка желтого цвета? (Злая).

Почему сильный человек синего цвета? (Он добрый).

Коричневый круг – кто это? (Корова).

Зеленое деревце? (Это – яблоня).

Условные заместители разобрали, а еще есть рамочки, зачем они нужны? (В рамочках будем составлять эпизод сказки, стрелки показывают продолжение сказки).

Воспитатель: Вспомните присказку к этой сказке:

«Посылали молодицу

Под горушку по водицу

А водица – далеко

А ведерко – велико…» это еще не сказка – присказка, а сказка вся впереди!

Воспитатель: Вспоминаем начало сказки и выкладываем в первой рамочке соответствующие фигурки – заместители. (Дети работают самостоятельно. Хаврошечка сидит, смотрит, если нужно беседует с детьми).

Дети по очереди рассказывают и составляют модель сказки. Хаврошечка хвалит детей за то, что они закончили составлять и рассказывать сказку; быстро и правильно справились с работой,и она скоро может вернуться в свою сказку. Но прежде Хаврошечка просит рассказать часть сказки в третей, шестой, в десятой рамочке (дети по желанию рассказывают часть сказки Хаврошечке), обязательно хвалит детей, говорит, что теперь она может вернуться в свою сказку и жить там в добре и лиха не знать. (Физминутка). Прощается с детьми и уходит.

Воспитатель приглашает детей сесть с ним на коврик и послушать вопросы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да).

Назовите сказочные волшебные образы? (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).

Сказочные действия? (Хаврошечка влезла в ухо корове).

Бывает такое в жизни? – Нет. Только в наших сказках, каких? (Волшебных).

Назовите еще волшебные сказки? Дети, а с каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, государстве).

Какой фразой начинается наша сказка? («Есть на свете люди хорошие…»).

Какими словами закончилась наша сказка? А еще какими словами заканчиваются сказки, назовите? («Стали они жить поживать, да добра наживать»; или «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец – кто дослушал – молодец!».

Оценка ответов детей ( положительная).

§

4. Опытно – методическое описание работы с детьми

старшей группы по месяцам.

Существует 3 вида моделирования сказки:

1)  сериационный;

2)  двигательный;

3)  временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обигрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» – небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца. Лису. Волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку. Саша К. и Сима Г. даже старались продолжить ее, добавляя нужные геометрические фигурки или полосочки к своим персонажам (мушке, муравью).

Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.

В октябре я перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обигрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба». Я использовала потешки – присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще присказка.

А сказка дальше пойдет.

Дети отмечали, что эту присказку можно отнести к сказке «Заюшкина избушка» и к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Ребята уточняли, сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делали рисунки к сказкам.

К сказке «Курочка – ряба» мы вабрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, я добавляла другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Закрепляла с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

В ноябре взяла сказку «Заяц – хваста». Сказка для детей была новая, для многих незнакомая. В книжном уголке я поместила новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем я назвала сказку: «Заяц – хваста». Для обигрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования.

В декабре я перешла к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно ребенок делал первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения.

В декабре я познакомила детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку – заместителя, они разного цвета и формы. Еще дала рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивала детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

В январе я взяла сказку «Крошечка – Хаврошечка». На фланелеграфе я разместила фигурки – заместители персонажей, решила с детьми, какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения.

После рассказывания сказки задавала детям вопросы:

 – понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам – заместителям;

– назовите сказочные, волшебные образы;

– назовите сказочные действия.

Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с заданием, но таким детям, как Саша С., Лика, Настя А., Вика Б., требуется индивидуальная работа по данному разделу.

5.  Результаты работы.

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными. Выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

Перечень документов и материалов.

1.  Заявление.

2.  Аттестационный лист.

3.  Аттестационная карта.

4.  Характеристика.

5.  Опытно – методическая работа «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей».

6.  Конспекты занятий.

7.  Диагностика.

8.  Перспективное планирование.

9.  Анкета для родителей.

10.  Отзывы родителей о работе воспитателя.

11.  Рисунки детей.

12.  Дидактические игры и пособия.

13.  Материал для работы с родителями.

14.  Фотоматериалы.

15.  Список литературы.

Список литературы:

1.  Программа «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко, В.В.Холмовский – Москва: Новая школа, 1996.

2.  Русские сказки, сборник в обработке О.А.Богдановой, Ленинград, 1991.

3.  Сказки в обработке А.Н.Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.

4.  Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва – Минск, 1992.

5.  Л.Венгер, О.Дьяченко, К.Тарасова, М.Крулехт. дошкольное обучение: программа, направление на развитие способностей. «Дошкольное воспитания» № 9-10, 1992.

6.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей 2 мл. группы. Дошкольное воспитание № 2, 1994.

7.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.

8.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы. Дошкольное воспитание № 9, 1994.

9.  О.Дьяченко. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. Дошкольное воспитание. № 8, 1993.

10.  Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.

11.  А.Булычева, О.Дьяченко. Возможности образовательной работы с умственно-одаренными дошкольниками 5-7 лет. Дошкольное воспитание № 3, 1995.

12.  Произведения для чтения детям по программе «Радуга». Д.Хармс «Веселый старичок». Д.Харрис «Братец лис и лягушки». М.Яснов «Игры в слова» – считалки, скороговорки. Дошкольное воспитание № 8, 1994.

13.  Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.

14.  О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? – Москва, 1991.

15.  Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.

16.  Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.

17.  Т.И.Линго. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.

18.  Е.В.Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.

19.  Н.Л.Вадченко, Н.В.Хаткина. Азбука и сазки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.

20.  Л.С.Выгодский. Умственное развитие в процессе обучения. – М.; 1935.

21.  Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.

22.  О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

23.  Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 4. –с.51.

24.  Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – с.73.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКАМ: «ХАВРОШЕЧКА»,

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

2)  Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

3)  Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.

4)  Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

5)  Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

6)  Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материал и оборудование:

1.  Фланелеграф с набором крупных условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разных по цвету кружков – заместителей: лиса, заяц, волк, медведь, петушок и кустик). На каждого ребенка конверт с менее крупными условными заместителями, столы для работы.

2.  Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка». (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня). Они разного цвета и формы. На каждого ребенка конверт с условными заместителями меньшего размера, столы.

Приемы и методы: 1. Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками – заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы», сюрприз в конце занятия детям от зайца.

Ход занятия.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.