Фестиваль «Времена и эпохи» – живая история страны и мира

Что такое винтаж

Посмотрим на историю слова “винтаж” поближе. Оно пришло из виноделия и обозначало год, когда вино получилось уникальным из-за определённых погодных условий, в которых рос виноград. Так и в одежде: винтажная вещь – это не просто вещь прошедшей эпохи, но имеющая специфические характеристики.

  • Это должна быть вещь, которая была на пике популярности в своё время. Обычное платье, сшитое в 70-х, это ещё не винтаж. А вот платье модного кроя, созданное известным модным домом в 70-х – да.
  • Также не считаются винтажом заношенные вещи, потерявшие свой презентабельный вид. В идеале такие вещи или вообще никто не носил, или надевали пару раз, или они отлично сохранились, несмотря ни на что.
  • Кроме того, под понятие “винтаж” попадают только вещи, созданные в XX веке. Крайняя граница – 90-е.

Винтаж появился в середине 90-х, когда в некоторых магазинах Лондона, Милана и Парижа стали выставляться вещи предыдущих десятилетий. Их оценили Джон Гальяно, Фрида Джакасси, Николя Гескьер. Они искали что-то интересное, чтобы разбудить или поддержать вдохновение, выделиться нестандартным для того времени дизайном.

Плюс ко всему, на заре своего существования винтажные вещи стоили дешевле, чем модные новинки. Особым шиком считалось одеться эффектно и при этом за небольшие деньги. Постепенно винтаж стал ассоциироваться с оригинальностью и отличным вкусом.

Дорожать винтаж стал после того, как звёзды начали надевать винтажные платья на церемонии награждения и кинофестивали. И сейчас стоимость некоторых вещей можно сравнить со стоимостью предметов искусства. 

Пенелопа Крус в Balmain 1950 года                                                                   Кирстен Данст в Dior 1952 года 

Энн Хэтэуэй в Valentino 1992 года                                                                      Кейт Мосс в винтажном платье Dior 

Трейси Толкиен, основательница магазина винтажных вещей “Steinberg & Tolkien” говорила, что если вы покупаете винтажную вещь, то со временем её цена вырастет, если же вы купите дизайнерскую вещь из новой коллекции, то уже через год её стоимость снизится и хорошо, если вы при продаже получите хотя бы 10% от суммы, за которую купили.

Вот, для примера, стоимость некоторых винтажных вещей.

Платье Одри Хепберн для 26-й церемонии вручения премии «Оскар», созданное Юбером де Живанши в 2022 году было продано за 132 000 долларов.

Платье 1970 от Christian Dior, 129 000 рублей.                                                            Платье Balenciaga 1960, 389 000 рублей. 

Серьги-подвески от CHANEL 1990, 101 244 рублей.                                                Топ на бретелях от YVES SAINT LAURENT 1980, 32 061 рублей.

Винтажные вещи тщательно отбираются специалистами и выставляются в винтажных магазинах и на аукционах. В основном, европейских и американских. 

МОЖНО ЛИ НАЙТИ ВИНТАЖ В СЕКОНД-ХЕНДАХ? 

Давайте посмотрим, чем отличаются винтажные магазины от секонд-хендов. Вроде бы и в тех, и в других продают не новые вещи, но…

  • Владельцы винтажных магазинов тщательно отбирают вещи, которые будут продаваться в их шоу-румах в Европе и США.
  • Если на винтажной вещи есть следы изношенности, пятна и прочее, то перед тем, как она будет представлена покупателям, её отреставрируют.
  • На каждом предмете одежды зачастую указывают, кто их создал и к какому десятилетию они относятся.
  • Ну и, конечно, цена. Если в секонд-хенде можно купить одежду даже на вес, то винтаж практически приравнивается к вещам haute couture, а иногда и превышает их по стоимости.

Так что, нет, вряд ли вы найдёте в секонд-хенде настоящий винтаж:-)

Винтажный магазин «Steinberg and Tolkien» в Лондоне 

Подытожим. Винтажом считаются:

  • Вещи, которые были созданы модными домами, известными дизайнерами в любую декаду XX века до 90-х.
  • Новые или в  отличном состоянии.
  • Вещи, обладающие исключительными признаками своего времени. При взгляде на них сразу должно быть понятно, из какой эпохи они “пришли”.

Сложно говорить, будут ли считаться винтажными вещи, купленные сейчас, через 20-30-40 и более лет. Возможно, вещи штучные, созданные знаменитыми кутюрье уже в наше время, спустя годы, станут винтажными. Это мы узнаем только в будущем.

Но, одназначно, в каждой коллекции модных домов, находящихся на пике популярности, есть masterpieces, на которые вы можете сделать ставку и ждать, пока они превратятся в винтажные. К примеру, некоторые блейзеры и платья Gucci, пиджаки или пальто с акцентированной талией от Balenciaga, плащ с металлическим декором из коллекции Burberry – за все эти вещи ваши внучки и правнучки скажут вам спасибо:) 

Винтаж — это своеобразный шик и вкус. Это возможность прикоснуться к прекрасному, показать свою состоятельность и самостоятельность,  индивидуальный стиль, умение играть по своим правилам и не зависеть от моды. А самое главное,  винтажные вещи можно с уверенностью причислить к арт-объектам.

Где неделя, а где месяц?

Занятно еще и другое. В привычном нам григорианском календаре дни недели (генетически восходящей к длительности фаз луны) имеют названия. Последовательность дней месяца обозначается цифрами. В календаре майя «цолькин» все происходит наоборот. Если рассуждать по-европейски, то год состоит из тринадцати двадцатидневных «недель», каждый день которых имеет свое иероглифическое имя, и двадцати тринадцатидневных месяцев. Можно, конечно, сказать, что в «цолькин» были месяцы с поименованными и недели с пронумерованными днями — дела это сильно бы не изменило. Фактически это означает, что если у нас после 1 мая на следующий день наступает 2 мая, то в священном календаре майя после 1-го ахау наступит 2-е имикс, а до 2-го ахау ждать 40 дней.Также интересно, что, обозначая даты, майя пользовались обоими календарями, называя сначала значение даты из «цолькин», а затем из «хааб». Получалось что-то вроде «4 ахау 8 кумку». Подобное сочетание двух уникальных значений могло повториться только через 52 года «хааб» (365 дней), что равнялось 73 годам «цолькин» (260 дней). Этот период получил название «Колеса календаря».

Гражданский и священный

Календарь майя неплохо изучен, но сточки зрения человека Старого Света в нем есть много неочевидных и порой загадочных вещей. Например, майя использовали временной период под названием «хааб», который состоял из 365 дней. Цифру трудно не узнать — конечно же, это приблизительная длительность солнечного года. Но делился год «хааб» почему-то не на двенадцать (подсказанных луной) месяцев, а на 18 по 20 дней каждый. Плюс дополнительный месяц «вайеб» из пяти дней (18х20 5=365).

Более того, майя, прослывшие искусными наблюдателями небес, разумеется, были в курсе, что реальный солнечный год имеет бóльшую длительность и календарь неизбежно «поползет». Однако никаких високосных «хаабов» они не вводили, очевидно, не придавая смещениям особого значения.

«Хааб» служил основой гражданского календаря, но существовал у майя и другой, так называемый священный календарь. Он носил название «цолькин», а год в нем состоял из 260 дней. Что это за цифра — совершенно непонятно. Во всяком случае очевидного астрономического смысла у нее нет, хотя версии, привязывающие «цолькин» к планетным циклам, имеются. Иногда 260-дневку связывают с периодом беременности у человека или со сроком созревания сельскохозяйственных культур.

Как носить винтажные вещи в повседневной жизни

Безусловно, винтажные вещи – это в том числе история про ответственное потребление, о котором мы так часто говорим с вами в Школе Шопинга последние несколько недель. 

И да, я часто пишу про «так уже не носят» и быстро устаревающие фасоны, поэтому может показаться, что я противоречу сама себе, но не всё так однозначно.

Носить винтаж – особый навык, который напрямую связан с хорошим вкусом, а точнее с ооооочень хорошим вкусом и насмотренностью, развитой до 80 lvl.

На фото журналист и блогер Пандора Сайкс – главная любительница винтажной одежды из Лондона. Одна из вещей на Пандоре – винтажная. Какая именно вот так прям с ходу и не скажешь. Согласны? Спойлер – это жакет.

Если присмотреться повнимательнее, то это хорошо заметно по крою воротника. Так больше не шьют. Но почему же всё выглядит так гармонично? Да потому что всё остальное в образе подобрано идеально в духе сегодняшнего времени. Вот прям всё – от обуви до причёски с макияжем. А это тоже важно. Собственно, обычно именно причёска и обувь всё выдают.

Пожалуй, это самый главный лайфхак, если хочется примерить винтаж. Всё остальное в образе ОТ и ДО должно быть как минимум современным, а лучше немного или очень модным.

Обычно, когда люди слышат слово «винтаж»,  они представляют себе пышные платья из 50-х в духе «Стиляг». Конечно, это тоже винтаж, но лишь малая его часть.  

Современная мода как раз завернула в ту сторону 70-80-90-х. Вы, наверняка, уже не раз рассматривали в сводках стритстайла брюки-бананы на ультравысокой посадке и подплечники на жакетах. Гипертрофированные формы и китч снова ненавязчиво возвращаются, и на этом тоже можно сыграть.

Ким Кардашьян и Керри в винтажном Dior от Гальяно. 

Слева – принцесса Диана, справа – современный street style. Если поместить любую вещь справа на фото слева, ничего не изменится. Если поменять прическу и обувь Дианы, то она вполне сойдет за fashionista из 2022-го. 

А вот, как носят винтажные вещи селебрити и модницы. Угадаете, какие именно вещи винтажные? 

Кажется, пора лезть на антресоли к маме или бабушке и давать вещам вторую жизнь. Попробуем?

Мифические ветви

Как вычислить, какой именно год будет високосным? Согласно правилам китайского календаря, зимнее солнцестояние должно обязательно приходиться на 11-й месяц (китайские месяцы пронумерованы с 1-го по 12-й). Если между двумя последующими месяцами солнцестояния в реальности произойдет не 12, а 13 новолуний, в год добавляется високосный месяц. Он может идти после любого из 12 месяцев и будет носить тот же номер, что и предыдущий. Для выбора високосного месяца придется взглянуть на Солнце. Надо определить первый по счету месяц года, в течение которого оно будет оставаться в одном и том же знаке Зодиака. Этот месяц и станет високосным. Даты новолуний и время пересечения Солнцем границ зодиакальных созвездий вычисляются в современном Китае с помощью данных, полученных с помощью астрономических приборов. И это при том, что в современной КНР в повседневном обиходе давно применяется григорианский календарь.

Традиционный китайский календарь интересен еще и тем, что в его систему «вплетен» юпитерианский 12-летний цикл (цикл обращения Юпитера — 11,86 года). Китайские годы имеют всем известные «звериные» имена. По окончании последовательности — Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья — период начинается снова. Любители восточных гороскопов знают, что каждый китайский год связан также с определенным «элементом». Последовательность элементов — дерево, огонь, земля, металл, вода — формирует «небесную ветвь», в отличие от «земной», связанной с животными. Небесная ветвь управляет еще более масштабным циклом — 60-летним.

Каждому элементу принадлежат два следующих друг за другом года. 60-летие начинается с года Деревянной Крысы, далее идут Деревянный Бык, Огненный Тигр, Огненная Змея и т. д. Когда вновь настанет год Деревянной Крысы, пройдет 60 лет. Текущее 60-летие началось в 1984 году. Китайский Новый год наступает во второе новолуние после дня зимнего солнцестояния и в этом году приходится на 14 февраля.

Страх перед временем

Григорианский календарь, которым пользуется сегодня для мирских целей все человечество, — самый точный в смысле привязки дат к временам года. И здесь его главное достоинство — практичность. В прошедшие эпохи практичность летоисчисления была вовсе не главным мотивом. Календари, родившиеся из страха перед бесконечностью времени, из попыток познать границы прошлого и предвидеть будущее, базировались как на астрономических и математических вычислениях, так и на мифопоэтических фантазиях.

При этом нельзя сказать, что современный человек вполне свободен от страхов, которые терзали некогда наших предков. Возможно даже, в давящем пространстве мегаполисов какие-то из этих страхов усилились и обросли новыми. Именно поэтому «техномистика» — мистика в обрамлении цифр и расчетов — если и не имеет множества убежденных сторонников, то по крайней мере достойно представлена в поп-культуре.

Умельцы без колес

Если приятные надежды на будущий год люди склонны связывать с очередным китайским тигром-кроликом-змеей, то источник ужаса особо впечатлительным гражданам мерещится на другом берегу Тихого океана — в районе мексиканского полуострова Юкатан, где древние индейцы майя создали одну из самых интересных календарных систем.

Говоря о цивилизациях коренных обитателей Америки — будь то майя, ацтеки или инки, — следует помнить, что речь идет о своего рода альтернативном человечестве. В самом деле, цивилизации Старого Света никогда не были полностью изолированы друг от друга. К примеру, от Европы до Индокитая распространились алфавиты на основе протоханаанейских букв, а Древний Рим торговал с Китаем.

Что касается Америки, то туда люди пришагали или приплыли тысяч десять лет назад с хозяйственным и культурным багажом первобытных кочевников. Их потомкам, создавшим великие государства, не у кого было учиться и заимствовать. Все приходилось придумывать самим. И вот, подобно египтянам, индейцы научились строить каменные города и пирамиды, однако так и не изобрели колеса.

Майя нашли свой путь в астрономии и математике, создали сразу несколько систем счисления, затем свели их воедино и ухитрились напугать неведомых им и живущих в далеком будущем бледнолицых концом света. Короче говоря, оказались фантастическими затейниками.

Фестиваль «времена и эпохи» – живая история страны и мира

Увы, историю любят далеко не все, считая ее изучение скучным и ненужным. Зачем изучать даты прошедших войн и фамилии великих людей, живших триста лет назад? Это мнение абсолютно неправильно! История — наука крайне увлекательная, особенно если не зубрить ее по учебнику, а постигать в более интересной форме. Нужно всего лишь перенестись в прошлое, и «наяву» познакомиться со страницами военных побед, научно-технических и культурных достижений. Где? На фестивале «Времена и эпохи», который проходит в столице с 9 по 13 июня.

«Времена и эпохи» — это масштабный городской фестиваль истории, сочетающий высокую достоверность и реконструкцию как способ передачи исторического знания. Полюбившийся всем фестиваль проходит с 2022 года. Он прошел большой и сложный путь от тематического праздника в парке до самого масштабного в Европе исторического фестиваля. На улицы города мероприятие вышло относительно недавно, но увеличение масштабов и доступность экспозиционных площадок повысило его популярность. Организаторы мероприятия ежегодно воссоздают историю человечества — от античности до советской действительности, каждый раз удивляя гостей новыми идеями и локациями. Сейчас долгожданный фестиваль после двухлетнего «ковидного» перерыва вернулся в город.

«Времена и эпохи»

Фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи-2022» проходит с 9 по 13 июня на 61-й тематической площадке. В этом году реконструкторы воссоздают несколько новых эпох. В программе: исторические шоу-реконструкции, спектакли, концерты и спортивные забавы самых разных эпох и регионов — от древних русичей и викингов до гренадеров времен Наполеоновских войн и славных гвардейцев Красной армии.

Девиз фестиваля «Времена и эпохи» 2022 – «Двадцать веков побед России». На нем представлены самые яркие победы и достижения, которыми гордится наша страна. Путешествие на машине времени по страницам истории даст возможность познакомиться не только с военными победами России, но и с особенностями мирной жизни в разные временные периоды: представить быт ушедших эпох, узнать, как жили, трудились и проводили досуг в далеком прошлом, принять участие в аутентичных мастер-классах, необычных интерактивах, экскурсиях и старинных играх.

«Времена и эпохи»

Фестиваль и правда не зря многие сравнивают со своеобразной машиной времени! Вышел из метро или автобуса — видишь дружину князя Александра Невского, средневековые танцы и фехтование, древнерусских ремесленников, древнегреческий город или театр. Неподалеку разворачиваются события героического освобождения Москвы в начале XVII века от польской интервенции, а дальше разместился лагерь ополчения Дмитрия Пожарского…

Солеварня и оружейная мастерская, двор инженеров и походная кухня, выступления жонглеров и рыцарский турнир, свечная мастерская, пекарня и типография, танк и броневик времен Первой мировой войны, древний летописец с гусиным пером – перечислить всё интересное просто нереально! Можно побывать на уроках военного мастерства и узнать, как плетется кольчуга, вырубить лодку, поработать в кузнице, сделать украшения из стекла. Ярко, доступно и увлекательно показана победа русского оружия в войне 1812 года, яркие страницы первой обороны Севастополя 1854 – 1855 годов, занятия в школе молодого бойца, подвиг врачей Красного креста и моменты героической битвы за Москву.

«Времена и эпохи»

Более 1000 реконструкторов воссоздают картины того времени: запись добровольцев на фронт, работа полевой почты, действия противовоздушной обороны, походы Владимира Красно Солнышко, путешествия Афанасия Никитина, подвиги воздушно-десантных войск во время Великой Отечественной войны, работу милиции в годы СССР и многое другое.

Фестиваль «Времена и эпохи» - живая история страны и мира

Именно реконструкторы создают особую атмосферу на фестивале «Времена и эпохи». Тем более что это не нанятые актеры, а обычные люди, по-настоящему увлеченные историей и любящие свое дело. У них можно узнать о тех или иных событиях мировой истории, о быте людей того времени, которое они представляют. Хотя все участники увлечены своим делом, для них это довольно тяжелая работа — попробуйте сами простоять с утра до вечера под палящим солнцем в теплой шерстяной одежде древнего викинга, доспехах средневекового воина или в пышном платье екатерининских времен!

Фестиваль «Времена и эпохи» - живая история страны и мира

В честь 350-летия со дня рождения первого российского императора на Пушкинской площади воссозданы времена Петра I — городской быт, развлечения и военное дело того времени, успехи и нововведения императора. Русский историк первой половины-середины XIX века Михаил Петрович Погодин, который изучал петровскую эпоху, писал примерно так: «Вот мы встаем утром, какое сегодня число? Этот календарь нам дал Пётр. Нам приносят утреннюю газету. Это Пётр придумал газету в России. Мы садимся обедать, нам подают вот такие-то блюда. И это Пётр их ввел. Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Всё, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Пётр коснулся всего». В подтверждение этих слов посетители смогут увидеть, как обучались потешные полки, побывать в навигацкой школе, изучить правила этикета, заглянуть на Петровские ассамблеи и познакомиться с модными в то время танцами – менуэтом и полонезом, рассмотреть аутентичные наряды. Здесь же пройдёт уличный поэтический спектакль по произведениям А. С. Пушкина, посвященным эпохе правления первого императора России. А еще гости смогут поучаствовать в историческом квесте и за правильное выполнение заданий даже получить приз – собственноручно отчеканенную монету с изображением Петра Великого.

Фестиваль «Времена и эпохи» - живая история страны и мира

Итак, вернемся к вопросу: зачем изучать историю? Ответ понятен и прост: история дает нам опыт, который позволяет понять, как определенные события формируют настоящее и будущее общества. Настоящее, в котором мы живем, является результатом решений, которые другие принимали в прошлом, и эти решения, в свою очередь, зависели от событий, которые им предшествовали. Современные общества могут использовать эти знания для принятия разумных решений. Важно учиться на ошибках, которые другие совершали в прошлом, чтобы не повторять их в настоящем; как говорится, «тот, кто не знает истории, обречен на ее повторение».

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Читайте также

Победители проекта «Уличный артист в парках» начали свои выступления

Цифровой апокалипсис

Уже это дает представление о стиле мышления древних мезоамериканцев. Каждый временной цикл мыслился ими как некая матрешка, включающая в себя меньшую и заключенная в бóльшую. Если 52 года вполне сравнимы с продолжительностью человеческой жизни, то в календарной системе майя, традиционно называемой «длинный счет», появляется термин «бактун», представляющий собой временной промежуток 144 000 дней (409 солнечных лет). Это находится уже явно за пределами практического планирования чего бы то ни было. Дальше — больше. Майя и другие обитатели Центральной Америки воспринимали свою историю как развивающуюся в рамках эпохи, состоящей из 13 бактунов (примерно 5125 лет). Эпоха, по их представлениям, началась в некоей мифической точке отсчета, которая соответствует 13 августа 3114 года до н.э., а закончится, соответственно, 23 декабря 2022 года (по нынешним расчетам). Эта дата по «длинному счету» обозначается 13.0.0.0.0 4 ахау 8 кумху. Расшифровывается это как раз по-матрешечному: с нулевой даты эпохи прошло ровно 13 бактунов (по 144 000 дней), и настал день 4 ахау («цолькин») 8 кумху («хааб»). Нули означают отсутствие в соответствующих разрядах более мелких временных единиц (катун, тун, виналь, кин). Вот, собственно, и вся арифметика «грядущего» конца света, а точнее, смены эпох, связанных с деятельностью богов из индейского языческого пантеона. «А мы тут при чем?» — хочется спросить с улыбкой…

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.