Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество

Identifying haydn’s works

Anthony van Hoboken prepared a comprehensive catalogue of Haydn’s works. В Каталог Хобокен assigns a catalog number to each work, called its Hoboken number (abbreviated H. or Hob.). These Hoboken numbers are often used in identifying Haydn’s compositions.

Haydn’s string quartets also have Hoboken numbers, but they are usually identified instead by their номера опусов, which have the advantage of indicating the groups of six quartets that Haydn published together. For example, the string quartet Opus 76, No. 3 is the third of the six quartets published in 1799 as Opus 76.

Внешняя ссылка

  • Йозеф Гайдн на Британская энциклопедия
  • «Discovering Haydn». BBC Radio 3.
  • Haydn Festival Eisenstadt
  • Albert Christoph Dies: (German) Biographische Nachrichten von Joseph Haydn. Wien: Camesinaische Buchhandlung, 1810.
  • Haydn’s Late Oratorios: The Creation and The Seasons by Brian Robins
  • Full text of the biography Гайдн by J. Cuthbert Hadden, 1902, from Проект Гутенберг. The end of book contains documentary material including a number of Haydn’s letters. Alternatively scanned copy Гайдн на archive.org.
  • No Royal Directive: Joseph Haydn and the String Quartet к Рон Драммонд
  • musicologie.org, with biography (На французском)
  • «Haydn – Quartet in F minor, Op. 20 No. 5», лекция профессора Роджер Паркер, with the Badke Quartet, Gresham College, 8 April 2008 (available for video, audio and text download)
  • Haydn anniversary page on Bachtrack, includes lists of live performances
  • Йозеф Гайдн на IMDb
  • Joseph Haydn recordings на Дискография американских исторических записей.

Годы знаменитости в вене

Гайдн вернулся в Вену в 1795 году. Князь Антон умер, а его преемник Николаус II предложил возродить музыкальный истеблишмент Эстерхази, чтобы Гайдн снова стал капельмейстером. Гайдн занял эту должность по совместительству. Летом он проводил у Эстерхази в Айзенштадте и за несколько лет написал шесть массы для них.

К этому времени Гайдн стал общественным деятелем в Вене. Большую часть времени он проводил в своем доме, большом доме в пригороде Виндмюле,[o] писал произведения для публичного исполнения. В сотрудничестве со своим либреттистом и наставником Готфрид ван Свитен, и при финансовой поддержке ван Свитена Gesellschaft der Associierten, он написал две свои великие оратории, Создание (1798) и Сезоны (1801).

Оба были встречены с энтузиазмом. Гайдн часто выступал перед публикой, часто руководил спектаклями Создание и Сезоны на благотворительность, в том числе Tonkünstler-Societät программы с массированными музыкальными силами.

Он также сочинял инструментальную музыку: популярные Концерт для трубы, и последние девять в его длинной серии струнных квартетов, в том числе Пятые, Император, и Восход солнца.

Вдохновленный слушанием пения публики Боже, храни короля в Лондоне в 1797 году Гайдн написал патриотический «Императорский гимн». Gott erhalte Franz den Kaiser, («Боже, храни императора Франциска»). Он добился большого успеха и стал «непреходящей эмблемой австрийской идентичности вплоть до Первой мировой войны» (Джонс)[неполная короткая цитата].

Мелодия использовалась для произведения фон Фаллерслебена. Deutschlandlied (1841 г.), который был написан как часть движения за объединение Германии и чья третья строфа сегодня Национальный гимн Федеративной Республики Германии. (Современная Австрия использует гимн на музыку Моцарта.)

В последние годы этого успешного периода Гайдн столкнулся с ранней старостью и нестабильным здоровьем, и ему пришлось изо всех сил пытаться завершить свои последние работы. Его последней крупной работой 1802 года стала шестая месса для Эстерхази, Harmoniemesse.

Дальнейшее чтение

  • Celestini, Federico (2021). «Aspekte des Erhabenen in Haydns Spätwerk». In Celestini, Federico; Dorschel, Andreas (eds.). Arbeit am Kanon. Вена: универсальное издание. С. 16–41. ISBN 978-3-7024-6967-2.
  • On the sublime in Haydn’s later works; на немецком.

  • Clark, Caryl, ed. (2005). The Cambridge Companion to Haydn. Cambridge Companions to Music. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83347-7.
  • Covers each of the genres Haydn composed in as well as stylistic and interpretive contexts and performance and reception.

  • Griffiths, Paul (1983). Струнный квартет. New York: Thames and Hudson. ISBN 0-500-01311-X.
  • Hughes, Rosemary (1966). Haydn String Quartets. Лондон: BBC.
  • A brief (55 page) introduction to Haydn’s string quartets.

  • Macek, Bernhard A. (2021). Haydn, Mozart und die Großfürstin. Eine Studie zur Uraufführung der «Russischen Quartette» op. 33 in den Kaiserappartements der Wiener Hofburg (на немецком). Vienna. ISBN 9-783-901-568725.
  • Сатклифф, В. Дин (1992). Haydn, string quartets, op. 50. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39103-2.
  • Covers not just Op. 50 but also its relevance to Haydn’s other output as well as his earlier quartets.

  • Tolley, Thomas (2021). «Divorce a la mode’: The Schwellenberg Affair and Haydn’s Engagement with English Caricature». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии. 42 (1–2): 273–307. ISSN 1522-7464.

Йозеф гайдн: биография, интересные факты, творчество

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет — впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.

Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гайдна

Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда  маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.

место рождения Йозефа Гайдна

Из-за упрямости шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу — место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.

Никола Порпора

Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу — стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.

Несмотря на то, что в те времена это считалось уже «поздно», Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу — второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний — 104.

Дворец Экстехази, в котором работал Йозеф Гайдн зал Йозефа Гайдна

Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был — Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя — Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн — уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.

Последним произведением композитора считается оратория «Времена года». Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.

Интересные факты

  • Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата — 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в «день дурака».
  • Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
  • Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
  • Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
  • Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем «сын» оказался старше.
  • Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной — Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой и не понимающей музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.

жена Гайдна

  • В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll «Бритвенный». Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
  • Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.
  • «Чудо» — именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось — и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
  • Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал. В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.

подпись Гайдна

  • У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют «Сюрприз». Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
  • Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.

Гайдн и Моцарт

Фильмы о Йозефе Гайдне

По биографии Гайдна снято много познавательных  документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:

  • Кинокомпания «Academy media» сняла 25 минутный документальный фильм «Гайдн» из серии «Знаменитые композиторы».
  • В просторах интернета можно найти два интересных фильма «В поисках Гайдна». Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
  • О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики «История по нотам». С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
  • Есть короткометражный документальный фильм от «Энциклопедии Шанель» о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
  • Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети «Абсолютный слух — Франц Йозеф Гайдн».

рукопись Йозефа Гайдна автограф Гайдна

Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна

Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна

Дом-музей Гайдна

дом музей Йозефа Гайдна

В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой «уголок» с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.

Практически все экспонаты в музее — личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу. Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.

К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.

Фильм о Йозефе Гайдне

Литературные дневники / стихи.ру

Тек Автор текст (слов):
Энтин Ю. 
Композитор (музыка):
Минков М. ст (слова) песни «Да здравствует сюрприз!»

Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Представляете такое положение —
Всё, что будет с вами, знаете заранее.
Ни к чему тогда волнения, сомнения,
Всё на свете предусмотрит расписание.
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Предусмотрит расписание гуляемость,
Предусмотрит повышаемость сознания.
И конечно увеличится зеваемость,
И скучаемость заполнит мироздание.
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!

Лондонские путешествия

В 1790 году князь Николаус умер, и его сын стал принцем. Антон. Следуя веяниям времени, Антон стремился сэкономить, уволив большую часть придворных музыкантов. Гайдн сохранил номинальную встречу с Антоном с пониженной зарплатой в 400 флоринов, а также пенсией в 1000 флоринов от Николауса.[34] Поскольку Антон мало нуждался в услугах Гайдна, он был готов позволить ему путешествовать, и композитор принял выгодное предложение от Иоганн Питер Саломон, немецкий скрипач и импресарио, побывать в Англии и дирижировать новыми симфониями с большим оркестром.

Примечания

  1. ^Видеть Имя Гайдна. Haydn was baptized «Franciscus Josephus» (Franz Joseph), but «Franz» was not used during Haydn’s lifetime and is avoided by scholars today («Haydn, Joseph» Webster & Feder (2001)).
  2. ^The date is uncertain. Haydn told others he was born on this day (Geiringer 1982, п. 9); Jones (1810, 8)[неполная короткая цитата], but some of his family members reported 1 April instead (Geiringer). The difficulty arises from the fact that in Haydn’s day official records recorded not the birth date but the date of baptism, which, in Haydn’s case, was 1 April (Wyn Jones 2009, pp. 2–3).
  3. ^Haydn made the remark to his friend and biographer Georg August Griesinger; cited from English version by Vernon Gotwals (Griesinger 1963, п. 17)
  4. ^Haydn reported this in his 1776 Автобиографический очерк.
  5. ^Finscher 2000, п. 12. Джонс (2009:7)[неполная короткая цитата] dates the visit to early summer, i.e. cherry season, since during the visit Reutter plied the child with fresh cherries as a means of inducing him to learn to sing a trill.
  6. ^Various individuals bore the title «Countess Thun» over time. Candidates for the countess who engaged Haydn are (a) «the elder Countess Maria Christine Thun», (Webster 2002); (б) Maria Wilhelmine Thun (later a famous salon hostess and patroness of Mozart), (Volkmar Braunbehrens, 1990, Mozart in Vienna).
  7. ^Webster 2002, п. 8. Webster expresses doubts, since the source is the early biography of Николя-Этьен Фреймри, judged (Webster 2002, п. 1) the least reliable of Haydn’s early biographers.
  8. ^This date is uncertain, since the early biography of Griesinger (1963) gives 1759. For the evidence supporting the earlier date see Landon & Jones (1988, п. 34) and Webster (2002, п. 10).
  9. ^Mrs. Haydn’s paramour (1770) was Ludwig Guttenbrunn, an artist who produced the portrait of Haydn seen above (Landon & Jones 1988, п. 109). Joseph Haydn had a long relationship, starting in 1779, with the singer Луиджа Пользелли, and was probably the father of her son Antonio (Landon & Jones 1988, п. 116).
  10. ^(Landon & Jones 1988, п. 100) write: «Haydn’s duties were crushing. We can notice the effect in his handwriting, which becomes hastier as the 1770s turn to the 1780s: the notation starts to become ever more careless in the scores and the abbreviations multiply.»
  11. ^There is no evidence that Haydn ever attended a meeting after his admittance ceremony,[32] and he was dropped from the lodge’s rolls in 1787.
  12. ^В соответствии с Джонс, the London visits yielded a net profit of 15,000 florins. Haydn continued to prosper after the visits and at his death left an estate valued at 55,713 florins. These were substantial sums; for comparison, the house he bought in Gumpendorf in 1793 (and then remodeled) cost only 1370 florins (all figures from Jones 2009:144–146).
  13. ^From Burney’s memoirs; цитируется из Landon & Jones (1988, п. 234)
  14. ^The premier performance did not take place until 1951, during the Florence May Festival. Мария Каллас sang the role of Euridice. The opera and its history are discussed in Geiringer 1982С. 342–343.
  15. ^The house, at Haydngasse 19, has since 1899 been a Haydn museum (16 Top-Rated Museums and Art Galleries in Vienna – 16. Haydn House by Bryan Dearsley; Haydnhaus, Венский музей).
  16. ^Of Haydn’s plight, Rosen (1997) wrote, «The last years of Haydn’s life, with all his success, comfort, and celebrity, are among the saddest in music. More moving than the false pathos of a pauper’s grave for Mozart … is the figure of Haydn filled with musical ideas which were struggling to escape, as he himself said; he was too old and weak to go to the piano and submit to the discipline of working them out.»
  17. ^«Clavier» in the original German is ambiguous; literally «keyboard», it is used by extension to denote a keyboard instrument such as the piano or harpsichord. Dies 1810, п. 141.
  18. ^The inscription continues (in abbreviations) «et Beatae Virgini Mariae et omnibus sanctis» («and to the Blessed Virgin Mary and all the saints»). The image is taken from the 1900 edition of Словарь музыки и музыкантов Grove; it does not identify the work in question.
  19. ^The date of Haydn’s bout with smallpox is not preserved. It was prior to the time he was hired by Countess Thun (i.e. as a young adult; see above), since it is recorded that when she first encountered Haydn she observed his scars as part of the generally poor impression his appearance made on her. See Geiringer (1983:34).
  20. ^Sutcliffe (1989, п. 343) mentions this in a criticism of contemporary Haydn performance practice: «[Haydn’s] music sometime seems to ‘live on its nerves’ … It is above all in this respect that Haydn performances often fail, whereby most interpreters lack the mental agility to deal with the ever-changing ‘physiognomy’ of Haydn’s music, subsiding instead into an ease of manner and a concern for broader effects that they have acquired in their playing of Mozart.»
  21. ^Hughes (1970, п. 112) writes: «Having begun to ‘develop’, he could not stop; his recapitulations begin to take on irregular contours, sometimes sharply condensed, sometimes surprisingly expanded, losing their first tame symmetry to regain a balance of a far higher and more satisfying order.»
  22. ^Стивен Иссерлис calls him «the funniest of the great composers» (preface to Richard Wigmore, Карманный путеводитель Фабера по Гайдну (Faber, 2021)). Brendel (2001) focuses on the humor of both Haydn and Beethoven. Rosen (1997, п. 111) attributes to Haydn «an aptitude for the facetious that no other composer enjoyed».
  23. ^Видеть Webster (2002, п. 18): «the term has been criticized: taken from the title of a play of 1776 by Maximilian Klinger, it properly pertains to a literary movement of the middle and late 1770s rather than a musical one of about 1768–1772″.
  24. ^Original German «Neu, gantz besonderer Art»; Sisman (1993, 219)
  25. ^Rosen’s case that Opus 33 represents a «revolution in style» (1971 and 1997, 116) can be found in chapter III.1 of Rosen (1997). For dissenting views, see Larsen (1980, п. 102) and Webster (1991). For discussion of the development of the same trend in Haydn’s style in the symphonies that preceded the Opus 33 quartets see Rosen (1988, pp. 181–186).
  26. ^Rosen discusses the popular style in ch. VI.1 of Rosen (1997).
  27. ^For discussion, see Энтони Хопкинс (1981) Девять симфоний Бетховена, Heinemann, London, pp. 7–8.

Проблемы как фрилансер

К 1749 году Гайдн физически повзрослел до такой степени, что уже не мог петь высокие хоровые партии. Императрица Мария Тереза сама пожаловалась Ройтеру на его пение, назвав его «кукареканье».[12] Однажды Гайдн устроил шутку, отрезав косичку своему коллеге-певцу.[12] Для Ройтера этого было достаточно:

Гайдн был первым тростник, затем уволили и отправили на улицу.[13] Ему повезло, что его принял друг Иоганн Майкл Спанглер, который несколько месяцев жил в переполненной комнате на чердаке своей семьи с Гайдном. Гайдн сразу же начал свою карьеру как музыкант-фрилансер.

Поначалу Гайдн боролся с трудностями, работая на разных должностях: учителем музыки, уличным серенадером и, наконец, в 1752 году камердинером-аккомпаниатором итальянского композитора. Никола Порпора, от которого, по его словам, позже он узнал «истинные основы композиции».[14] Он также ненадолго был в Граф Фридрих Вильгельм фон Хаугвициграет на органе в часовне Чешской канцелярии Judenplatz.[15]

Будучи певцом, Гайдн не получил систематического обучения теории музыки и композиции. В качестве лекарства он проложил себе путь через контрапункт упражнения в тексте Gradus ad Parnassum к Иоганн Йозеф Фукс и внимательно изучил работы Карл Филипп Эмануэль Бах, которого он позже признал как важное влияние.[16] По мере того, как его навыки росли, Гайдн начал приобретать общественную репутацию, сначала как композитор оперы, Der krumme Teufel, «Хромавший дьявол», написанный для комика.

Иоганн Йозеф Феликс Курц, чей сценический псевдоним «Бернардон». Работа была успешно представлена ​​в 1753 году, но вскоре была закрыта цензорами из-за «оскорбительных замечаний».[17] Гайдн также заметил, по-видимому, без раздражения, что произведения, которые он просто раздал, публикуются и продаются в местных музыкальных магазинах.[18] Между 1754 и 1756 годами Гайдн также работал внештатным сотрудником при дворе в Вене.

Он был среди нескольких музыкантов, которым платили за услуги в качестве дополнительных музыкантов на балах, проводимых для императорских детей во время карнавального сезона, и в качестве дополнительных певцов в императорской часовне ( Hofkapelle) в Великий пост и Страстную неделю.[19]

С ростом его репутации Гайдн в конечном итоге получил аристократическое покровительство, решающее для карьеры композитора того времени. Графиня Тун,[f] увидев одно из сочинений Гайдна, вызвала его и назначила своим учителем пения и игры на клавиатуре.[грамм] В 1756 году барон Карл Йозеф Фюрнберг нанял Гайдна в своем загородном имении Вайнциерль, где композитор написал свои первые струнные квартеты.

Работает

Джеймс Вебстер резюмирует роль Гайдна в истории классической музыки следующим образом: «Он преуспел во всех музыкальных жанрах … Его широко называют« отцом симфонии », и поэтому его можно с большей справедливостью относить к струнному квартету; ни один другой композитор не приблизился к его сочетанию производительности, качества и исторической важности в этих жанрах ».[59]

Ранние годы

Йозеф Гайдн родился в Рорау, Австрия, деревня, которая в то время стояла на границе с Венгрия. Его отец был Матиас Гайдн, а колесный мастер который также служил «Марктрихтером», офисом, похожим на деревенского мэра.

Мать Гайдна Мария, урожденная Коллер, ранее работавший поваром во дворце Граф Харрах, правящий аристократ Рорау. Ни один из родителей не умел читать музыку;[d] однако Матиас был полон энтузиазма народный музыкант, кто во время подмастерье период своей карьеры научился играть на арфа.

Родители Гайдна заметили, что их сын музыкально одарен, и знали, что в Рорау у него не будет шансов получить серьезное музыкальное образование. Именно по этой причине, когда Гайдну исполнилось шесть лет, они приняли предложение от своего родственника Иоганна Матиаса Франка, школьного учителя и хормейстера.

Жизнь в семье Франков была нелегкой для Гайдна, который позже вспоминал, что часто голодал.[5] и униженный грязью своей одежды.[6] Там он начал свое музыкальное образование и вскоре смог играть на обоих клавесин и скрипка. Люди Хайнбурга слышали его пение тройной части в церкви хор.

Есть основания полагать, что пение Гайдна произвело впечатление на тех, кто его слышал, ведь в 1739 г.[e] он был доведен до сведения Георг фон Ройтер, музыкальный директор в Собор Святого Стефана в Вене, который случайно был в Хайнбурге и искал новых певчих.

Гайдн жил в Капельхаусе рядом с собором вместе с Ройтером, семьей Ройттера и четырьмя другими певчими, среди которых после 1745 года был его младший брат. Майкл.[7] Хорбоев обучали латыни и другим школьным предметам, а также вокалу, скрипке и клавишным.[8] Ройтер мало чем помог Гайдну в теория музыки и композиции, дав ему только два урока за все время, пока он был певцом.[9] Однако, поскольку Святой Стефан был одним из ведущих музыкальных центров Европы, Гайдн многому научился, просто работая там профессиональным музыкантом.[10]

Как и Франк до него, Ройтер не всегда заботился о том, чтобы Гайдна правильно кормили. Как он позже рассказал своему биографу Альберт Кристоф умираетГайдн был мотивирован хорошо петь в надежде получить больше приглашений выступить перед аристократической публикой, где певцам обычно подавали прохладительные напитки.[11]

Рекомендации

  1. ^For date of portrait see Jones 2009a, п. vi.
  2. ^Smallman, Basil (1992). The Piano Trio: Its History, Technique, and Repertoire. Издательство Оксфордского университета. стр.16–19. ISBN 0-19-318307-2.
  3. ^Rosen 1997, pp. 43–54
  4. ^Dies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, pp. 80–81).
  5. ^Griesinger 1963, п. 9
  6. ^Dies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, п. 82).
  7. ^Jones2009aС. 12–13. Третий брат, Иоганн Евангелист Гайдн, also pursued a musical career as a tenor, but achieved no distinction and was for some time supported by Joseph.
  8. ^Finscher 2000, п. 12
  9. ^Griesinger 1963, п. 10
  10. ^Landon & Jones 1988, п. 27.
  11. ^Dies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, п. 87).
  12. ^ абDies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, п. 89).
  13. ^Geiringer 1982, п. 27
  14. ^Larsen 1980, п. 8
  15. ^Rita Steblin, «Haydns Orgeldienste ‘in der damaligen Gräfl. Haugwitzischen Kapelle«, в: Wiener Geschichtsblätter 65/2000, pp. 124–34.
  16. ^ абGeiringer 1982, п. 30
  17. ^Tom Beghin; Sander M. Goldberg (2007). Haydn and the Performance of Rhetoric. Издательство Чикагского университета. п. 94. ISBN 9780226041292. Получено 14 января 2021.
  18. ^Griesinger 1963, п. 15
  19. ^Dexter Edge, «New Sources for Haydn’s Early Biography», unpublished paper given at the AMS Montréal, 7 November 1993 (see Словарь музыки и музыкантов New Grove (2001), vol. 11, стр. 265).
  20. ^Source for this paragraph: Geiringer 1982, стр. 34–35
  21. ^Майкл Лоренц, «Joseph Haydn’s Real Wife» (Вена, 2021). As Lorenz notes, the identity of Haydn’s wife was mistaken for most of the history of Haydn scholarship.
  22. ^См., Например, Geiringer 1982, стр. 36–40
  23. ^Landon & Jones 1988, п. 37.
  24. ^Geiringer 1982, п. 60
  25. ^Подробнее см. Geiringer 1982, Chapter 6
  26. ^Geiringer 1982, п. 316, citing Robbins Landon.
  27. ^Deutsch 1965, 234[неполная короткая цитата]
  28. ^«In the Services of Esterházy». austria.info. Получено 17 декабря 2021.
  29. ^Larsen, Jens Peter (1980) «Joseph Haydn,» article in Новая роща.
  30. ^Geiringer (1982, 96)
  31. ^ абcJones 2009b, п. 325.
  32. ^For narratives of Haydn’s last days in Mozart’s company, see Гайдн и Моцарт
  33. ^ абJones 2009b, п. 137
  34. ^Oxford Symphony, article by Jane Holland in Jones (2009b:266)
  35. ^Geiringer 1982, pp. 131–135
  36. ^For symptoms see Jones 2009a, п. 146; for the arteriosclerosis hypothesis see Jones 2009b, п. 216.
  37. ^ абJones 2009a, п. 209.
  38. ^Geiringer 1982, п. 198 gives the testimony of Haydn’s early biographer Giuseppe Carpani.
  39. ^Geiringer 1982С. 186–187.
  40. ^ абGriesinger 1963, п. 50.
  41. ^ абJones 2009b, п. 142
  42. ^«Mit Würd’ und Hoheit angetan», the aria narrating the creation of humankind; Griesinger (1810, п. 51). According to the less-reliable Dies, the date was 25 May, the officer’s name was Sulimi, and he sang an aria from Сезоны (Dies 1810, in the English translation from Gotwals 1963, п. 193).
  43. ^Webster 2002, п. 44. These same traits, and his connection to the aristocracy contributed to the decline in his reputation in the nineteenth century: Proksch 2021
  44. ^Griesinger 1963, п. 20; Dies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, pp. 92–93).
  45. ^Dies 1810, (in the English translation from Gotwals 1963, п. 91).
  46. ^Griesinger 1963, п. 54
  47. ^Larsen 1980, п. 81 год
  48. ^ абNew Grove, online edition, «Haydn, Joseph», section 6
  49. ^Dies 1810, (in the English translation from Landon & Jones 1988, п. 157)
  50. ^Hadden 1902, п. 158
  51. ^Cohen, Jack (1998), «The agony of nasal polyps and the terror of their removal 200 years ago», Ларингоскоп 108(9): 1311–13 (September 1998).
  52. ^New Grove, online edition, article «Joseph Haydn»; accessed 3 February 2007
  53. ^The means by which Haydn fools the listener as to the location of the downbeat are discussed byDanuta Mirka (2009) Metric Manipulations in Haydn and Mozart: Chamber Music for Strings, 1787–1791, Oxford University Press, pp. 197–198.
  54. ^Sharp, W. (1892 page 67), the Life and Letters of Joseph Severn, Sampson Low, Marston & Company.
  55. ^Rosen (1997, п. 57). «[T]he period from 1750 to 1775 was penetrated by eccentricity, hit-or-miss experimentation, resulting in works which are still difficult to accept today because of their oddities». Similar remarks are made by Hughes (1970, pp. 111–12).
  56. ^Webster 2002, п. 18
  57. ^Geiringer 1982, п. 158

Структура и характер его музыки

Центральная характеристика музыки Гайдна — это развитие больших структур из очень коротких, простых музыкальных произведений. мотивы, часто получаются из стандартных сопровождающих цифр. Музыка часто довольно формально сконцентрирована, и важные музыкальные события движения могут разворачиваться довольно быстро.[т]

Работа Гайдна была центральной в развитии того, что впоследствии стали называть сонатная форма. Его практика, однако, несколько отличалась от практики Моцарт и Бетховен, его более молодые современники, которые также преуспели в этой форме композиции.

Гайдн особенно любил так называемые монотематическая экспозиция, в котором музыка, устанавливающая доминирующую тональность, похожа или идентична вступительной теме. Гайдн также отличается от Моцарта и Бетховена своим перепросмотр разделов, где он часто меняет порядок тем по сравнению с экспозицией и использует обширные тематическая разработка.[u]

Формальная изобретательность Гайдна также привела его к интеграции фуга в классический стиль и обогатить форму рондо более связной тональной логикой (см. форма сонаты рондо). Гайдн был также главным представителем двойная вариация форма — вариации на две чередующиеся темы, которые часто представляют собой основные и второстепенные версии друг друга.

Пожалуй, больше, чем музыка любого другого композитора, музыка Гайдна известна своим юмором.[v] Самый известный пример — внезапный громкий аккорд в медленном движении его Симфония «Сюрприз»;

Многие другие музыкальные шутки Гайдна включают множество ложные окончания (например, в квартетах Соч. 33 No. 2 и Соч. 50 № 3), и замечательная ритмическая иллюзия, помещенная в трио части третьей части Соч. 50 № 1.[60]

Большая часть музыки написана для того, чтобы доставить удовольствие принцу, и, соответственно, ее эмоциональный тон оптимистичен.[нужна цитата] Этот тон также отражает, возможно, фундаментально здоровую и уравновешенную личность Гайдна. Случайные произведения в минорной тональности, часто смертельно серьезные по своему характеру, образуют поразительные исключения из общего правила.

Быстрые движения Гайдна имеют тенденцию быть ритмично движущимися и часто придают большое чувство энергии, особенно в финалах. Характерные примеры «шумного» финала Гайдна можно найти в «Лондонская» Симфония № 104, Струнный квартет соч. 50 No.

1 и Фортепианное трио Hob XV: 27. Ранние медленные движения Гайдна обычно не слишком медленные по темпу, расслабленные и рефлексивные. Позже эмоциональный диапазон медленных движений увеличивается, особенно в глубоко прочувствованных медленных движениях квартетов. Соч.

76 №№ 3 и 5, то Симфонии No. 98 и 102, и Фортепианное трио Hob XV: 23. менуэты имеют тенденцию иметь сильную мрачную битву и явно популярный характер. Со временем Гайдн превратил некоторые из своих менуэтов в «Scherzi»которые намного быстрее, на один удар в планку.

Одну из самых удачных дани Гайдну произнес поэт. Джон Китс. Китс, умирающий от туберкулеза, был доставлен в Рим своими друзьями в ноябре 1820 года в надежде, что климат поможет облегчить его страдания. (Поэт умер через несколько недель, 23 февраля 1821 года, в возрасте 25 лет.)

По словам его друга. Джозеф Северн: «Примерно в это время он выразил сильное желание, чтобы у нас было пианино, чтобы я мог ему играть, потому что он не только страстно любил музыку, но и обнаружил, что его постоянная боль и нервное напряжение значительно успокаиваются. .

Мне удалось получить его взаймы, и доктор Кларк раздобыл мне много томов и музыкальных произведений, и Китс, таким образом, получил долгожданное утешение в унылые часы, которые ему пришлось проводить. Среди томов была одна из симфоний Гайдна, и они были его восторгом, и он восклицал с энтузиазмом:

Характер и внешность

Джеймс Вебстер пишет об общественном характере Гайдна так: «Общественная жизнь Гайдна являлась примером Просвещение идеал Honnête Homme (честный человек): человек, чей хороший характер и мирской успех дополняют и оправдывают друг друга.

Его скромность и честность были повсюду признаны. Эти качества были не только предпосылками его успеха. Капельмейстер, предприниматель и общественный деятель, но также способствовал благоприятному восприятию его музыки ».[50] Гайдна особенно уважали придворные музыканты Эстерхази, которыми он руководил, поскольку он поддерживал сердечную рабочую атмосферу и эффективно представлял интересы музыкантов перед их работодателем;

видеть Папа Гайдн и рассказ о Симфония «Прощай». Гайдн обладал сильным чувством юмора, что проявлялось в его любви к розыгрышам.[51] и часто проявляется в его музыке, и у него было много друзей.

Большую часть своей жизни он пользовался «счастливым и от природы веселым нравом»,[52] но в его более поздней жизни есть свидетельства периодов депрессии, особенно в переписке с Миссис Гензингер и в биографии Диса, основанной на визитах Гайдна в преклонном возрасте.

Гайдн был набожным католиком, который часто обращался к своим четки когда у него были проблемы с сочинением, практика, которую он обычно считал эффективной.[53] Обычно он начинал рукопись каждой композиции с «in nomine Domini» («во имя Господа») и заканчивал «Laus Deo» («хвала Богу»).[54]

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.