«сюрприз» (2007, la surprise)
После 22-х лет брака Марион, работающая преподавательницей в школе, уходит от мужа. Неожиданное решение вызвано накопившейся за много лет брака тяжестью. Впервые ощутив себя свободной, Марион снимает квартиру, где собирается жить одна. И муж, и дочь крайне недовольны ей. Муж пытается силой вернуть её обратно, но Марион уже вышла из-под его контроля. Дочь страдает от недостатка любви и прикрывает его грубостью и резкостью в обращении с матерью. Лишь родная сестра, Луис, поддерживает Марион. Она просит свою знакомую, молодую женщину Клод, помочь сестре с мебелью и прочими вещами в её новом жилище.
§
Сюрприз
Якоб Ван Зойлен (Йерун ван Конингсбругге) – нидерландский аристократ и миллионер. Он с детства был странным ребенком, пережил в детстве потерю отца и вырос в еще более странного мужину. Дело в том, что Якоб не испытывает никаких эмоций. Вообще. Ничто не может вызвать его радость или гнев. При этом Якоб не испытывает никакого интереса к жизни. Казалось бы, со своим богатством он может себе позволить все что угодно: у него роскошное поместье, отличная коллекция автомобилей и так далее, но когда это все не вызывает никаких эмоций, то оно и не в радость. Якоб давно бы свел счеты с жизнью, но он не хотел доставлять огорчение своей маменьке.
Но после смерти госпожи Зойлен Якоба на этом свете уже ничего не держит. Он пожертвовал целое состояние благотворительному фонду и выставил на продажу свое огромное поместье. После этого он со спокойной душой отправился покончить жизнь самоубийством.
Однако оказалось, что это не такое простое занятие – убить себя. Якобу все время кто-то или что-то мешает, поэтому попытки повеситься, застрелиться или отравиться выхлопными газами автомобиля окончились неудачей.
В какой-то момент, когда Якоб собирался разогнаться на машине и сигануть с обрыва, он увидел, как некий человек вывез из машины инвалида на коляске, повез к обрыву и столкнул коляску вниз. На месте, где это произошло, Якоб нашел коробку спичек с надписью “Элизиум” и адресом.
Якоб приходит по указанному адресу и обнаруживает там компанию “Элизиум”, которая помогает людям уйти из жизни. Причем если заказчик не хочет отвечать на вопрос, каким образом и когда это должно состояться, то он может выбрать “сюрприз” – то есть он не будет знать, когда и каким образом. А уж “Элизиум” обо всем позаботится.
Якоб выбирает “сюрприз”, отправляется в специальный салон фирмы для выбора гроба и там знакомится с девушкой по имени Анне де Конинг (Джорджина Вербаан), которая также собирается уйти из жизни и выбрала “сюрприз”.
Якоб с Анне начинают встречаться, у них появляются всякие романтические чувства, и они собираются просить “Элизиум” об отсрочке. Но у фирмы есть железный принцип: “Что заказано – то и будет получено”, поэтому никаких отсрочек.
***
Майкл ван Дим – нидерландский режиссер, картина которого в 1998 году получила “Оскар” как лучший иностранный фильм. Называлась она “Характер”, и, что интересно, это была первая полнометражная картина данного режиссера. (Я планирую ее посмотреть.)
От ван Дима ждали новых фильмов, но он после этого ничего не снимал семнадцать лет. Как выяснилось позже, картину по рассказу писателя Белькампо он задумал еще во время работы над “Характером”. После получения ван Димом “Оскара” режиссером заинтересовались в Голливуде, и продолжительное время “Сюрприз” считался голливудским проектом.
На роль Анне продюсеры даже планировали Скарлетт Йохансон. Однако ван Дим посчитал, что Йохансон не подходит для этой комедийной роли. Здесь нужна не волоокая слегка сонная блондинка, а новая Одри Хепберн: воздушная, обаятельная, веселая. Но голливудские продюсеры крайне редко дают волю приглашенным режиссерам, тем более иностранцам, поэтому продолжали настаивать на кандидатуре Йохансон – мол, одно ее имя сделает хорошую кассу.
В результате Майклу ван Диму так и не удалось достичь взаимопонимания с продюсерами, он забрал этот проект и реализовал его в родных Нидерландах при поддержке Бельгии, Германии и Ирландии.
Что у него получилось? “Сюрприз” – кино оригинальное, очень необычное и очень разноплановое, причем еще и с точки зрения киножанров. Недаром в одних базах картина именуется мелодрамой, в других – трагикомедией, а в третьих – и вовсе драмой. И это неудивительно. “Сюрприз” начинается как полноценная драма: действительно, что может быть печальнее, чем история человека, который не испытывает никаких эмоций и хочет уйти из жизни.
Затем в фильме появляются очень симпатичные романтические нотки, когда Якоб знакомится с Анне и у них постепенно завязываются всякие взаимоотношения. Это поставлено очень легко, светло и весело: там немало забавных моментов и данный этап смотрится как романтическая комедия.
После этого, когда пара понимает, что они не хотят быстро покинуть этот мир, действие переходит к эдакой приключенческой комедии и зрителей ждет несколько вполне добротных экшен-сцен.
Ну и ближе к финалу жанр становится ближе к мелодраме, но, впрочем, не слезодавительской, а действительно трогательной.
Также здесь присутствует довольно интересный социальный подтекст, связанный с правом человека уйти из жизни, с этическими моментами существования компании, которая это право помогает реализовать, с различиями во взглядах на жизнь европейцев и пришлых иммигрантов (вся компания “Элизиум” состоит из иммигрантов).
А, так сказать, месседж, который несет этот фильм, каждый зритель улавливает по-своему. Лично для меня эта картина все-таки про любовь: именно любовь Якоба к Анне разбудила в нем всякие эмоции и заставила с интересом посмотреть на жизнь. Он просто раньше никого не любил, вот и все.
Йерун ван Конингсбругге отлично сыграл Якоба. Он очень здорово показал человека с наглухо замороженными эмоциями и процесс того, как в нем эти эмоции начинают пробуждаться. Сравнить Якоба из начала фильма – у него в глазах как будто две ледышки – и Якоба из финала с его живым и ироничным взглядом – это просто как будто два разных человека.
Джорджина Вербаан, сыгравшая Анне, очень и очень хороша! Я не скажу, что это вот прям новая Одри Хепберн, но стиль очень похож: веселая, ироничная, воздушная, искрящаяся и озорная! Замечательная роль, очень понравилась!
Постановка – очень профессиональная, ну и восхищает то, с какой легкостью режиссер смешивает различные жанры и это не только не раздражает, но и придает картине определенное разнообразие.
Ну и отмечу, как здорово здесь подобрана музыка: она отлично оттеняет каждый эпизод.
Теперь по поводу того, как к картине относятся зрители. А они очень по-разному относятся. Фильм непростой, очень оригинальный и авторский. У части зрителей, насколько я мог судить по отзывам, картина, что называется, не “заходит”. Главный герой какой-то странный, ситуация с этим “Элизиумом” какая-то странная, сюжет довольно простой – развитие событий можно предсказать с самого начала. (А вот и нет, кстати.)
И тут все очень просто. Фильм или “заходит” и нравится целиком и полностью, или оставляет равнодушным и тогда его смотреть просто скучно.
Мне очень понравился. Я люблю необычные картины и оригинальный авторский подход. Здесь – как раз тот самый случай, притом что в фильме нет ничего излишне пафосного или вычурного.
P. S. А еще здесь очень забавно показаны богатые русские, которые хотят купить поместье, чтобы устроить в нем клинику для пластических операций. Там в оригинале главная тетка говорит на страшно забавном английском с акцентом, который ну никак не русский.