Аттракцион “Сюрприз” рухнул из-за брака деталей
Причиной аварии аттракциона “Сюрприз” в столичном парке отдыха “Лианозово” 11 апреля мог стать брак деталей завода-изготовителя и нарушение правил предварительного техосмотра перед запуском. К таким выводам пришла специальная комиссия правительства Москвы, созданная распоряжением мэра столицы после происшествия. Карусель была изготовлена в 1981 году Ейским заводом “Аттракцион”.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Аттракцион в столичном парке рухнул по вине завода-изготовителя, собравшего карусель из бракованных деталей. В России подобных “Сюрпризов” тысячи, но запретить их использование никто не может
Московские власти наконец выяснили причину, по которой
12 апреля в парке “Лианозово” неожиданно рухнул аттракцион “Сюрприз”. Как заявила первый заместитель столичного мэра Людмила Швецова, ЧП произошло по вине завода-изготовителя, собравшего карусель из бракованных деталей.
Специальная комиссия городского правительства установила, что при остановке “Сюрприза” после очередного сеанса разрушилась часть механизма, скрепляющая подвижную часть аттракциона с его основанием, в результате чего карусель с находящимися на ней людьми обрушилась. По словам Швецовой, авария произошла “из-за конструктивных недостатков и несоблюдения правил техосмотра перед запуском”. Кроме того, расследование причин трагедии выявило ряд нарушений в документации аттракциона. В частности, в 1999 г. после капитального ремонта было выдано разрешение на его эксплуатацию на восемь лет, тогда как “по правилам этот срок не должен превышать четыре года”.
Напомним, что ЧП в Парке культуры и отдыха “Лианозово” на северо-востоке столицы произошло в воскресный день в 19:20 мск. “Я находился возле забора, возле этого “Сюрприза”. Он начал очень медленно опускаться и при этом крутился. А потом он резко сорвался и ударился о землю”, – рассказал очевидец Сергей Аксенов. Люди, находившиеся в тот момент на карусели, получили серьезные травмы, в частности, у пятерых переломы, в том числе – позвоночника. К счастью, среди пострадавших не было ни одного ребенка, поскольку чертово колесо было рассчитано на взрослую публику. Средний возраст тех, кто был на нем во время обрушения, – около 20 лет.
В результате аварии в больницы попали 13 человек с травмами различной степени тяжести. Бутырская межрайонная прокуратура Москвы тогда же возбудила уголовное дело по ст. 293 (“халатность”) и ст. 188 (“причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности”) УК РФ.
После крушения чертова колеса столичные власти всерьез задумались о безопасности посетителей разного рода развлекательных парков под открытым небом. В Москве сразу запретили работу всех четырех имеющихся в городе подобных каруселей до тех пор, пока не будут выработаны дополнительные меры безопасности при их эксплуатации. Сейчас в городе, в преддверии Первомая, проводится тотальная проверка технического состояния всех аттракционов. Она должна завершиться к 28 апреля.
Отметим, сразу после трагедии президент Российской ассоциации парков Владимир Гнездилов заявил, что буквально все “Вихри” и “Сюрпризы” не отвечают требованиям безопасности и имеют недостатки в конструкции. Вместе с тем он сказал, что документов, которые могли бы запретить их использование, почему-то нет.
“Сюрприз”, арендатором которого является ООО “Карамболь-М”, представляет собой центрифугу с изменяемой осью вращения. Он был изготовлен Ейским механическим заводом и установлен в “Лианозове” в 1981 году.
Техника и человеческий фактор
С начала 2000-х в Беларуси произошло несколько трагедий, связанных с парками развлечений. В 2002 году в столичном парке Горького на аттракционе «Сюрприз» погиб 43-летний мужчина. В следующем году в Бресте на 4-метровой горке «Бобровая дорога» разбилась 21-летняя девушка. Летом 2005-го в Минске и Гомеле из-за неполадок с аттракционами также были травмированы люди: но если в столице просто остановилось «Колесо обозрения», то в областном центре от движущейся карусели «Ромашка» отлетели сиденья с сидящими на них людьми. Похожий случай произошел летом 2008 года с цепочной каруселью в минском парке Челюскинцев.
С 2009 года проверками аттракционов занялись специалисты Госпромнадзора, и с тех пор ни одного происшествия из-за технических неполадок зафиксировано не было. Однако от влияния человеческого фактора не застрахован никто: в августе прошлого года в парке Челюскинцев погиб один из дежурных аттракционов – полез за телефонной гарнитурой посетителя, не предупредив коллег, и не заметил, как механизм пришел в движение.
– В основном все инциденты, несчастные случаи происходят из-за ошибок персонала – не доглядели, не пристегнули, – рассказывает о наиболее частых причинах происшествий главный государственный инспектор управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Снежана Казаева. – Вторая причина – необдуманное поведение самих пассажиров. Бывают случаи, когда дежурный аттракциона сделал так, как надо, а потом посетитель во время движения отстегивается, встает со своего места, держится за что-нибудь.
Кстати, несмотря на кажущуюся простоту работы, дежурных аттракционов не набирают «с улицы» – сначала нужно пройти обучение. С апреля этого года получить такую специальность можно в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки Минтруда и соцзащиты.
Парк неизвестного происхождения
К сезону 2017 года из-за несоответствия нормам безопасности инспекторы не допустили 43 аттракциона, большая часть не прошедших проверку – передвижные механизированные аттракционы.
– Благодаря жестким требованиям, которые были поставлены в Беларуси Госпромнадзором, с рынка исчезли мелкие незаконные производители аттракционов, которые изготавливали оборудование чуть ли не в гараже. К нам перестали въезжать устаревшие, еще советских времен, аттракционы, в том числе чешские передвижные луна-парки неизвестного происхождения (в 2001 году именно на таком аттракционе в Калинковичах разбился 45-летний мужчина, еще две женщины получили серьезные травмы. – Прим. авт.), – говорит генеральный директор итальянского предприятия – ИООО «Белларайдз» Юрий Крупский.
В начале 2011 года организация получила лицензию, которая позволяет специалистам не только проектировать и производить аттракционы, но и заниматься ремонтом и обслуживанием оборудования.
От «Петли Нестерова» до «Зодиака»
Юрий Крупский без приятной ностальгии вспоминает популярный в СССР аттракцион «Петля Нестерова»: два пропеллерных самолета с пассажирами, переворачиваясь каждый на 360°, летели навстречу друг другу. Сейчас его бы однозначно не допустили к установке – в первую очередь из-за существующих ограничений по перегрузке и скорости. К примеру, предельную для посетителей перегрузку в 3 g (именно она дарит ощущение экстремального полета) нетренированные посетители парков могут испытывать никак не больше доли секунды. При перегрузке в 7–8 g упражняются только космонавты, обычный человек при таких показателях теряет зрение и сознание.
Относительно безопасный аттракцион «Спрут», изготовленный в 1993 году белорусским НПО «Центр», не прижился из-за резких рывков. Сегодня в наших парках действует его модернизированный аналог «Колобок».
– Современное оборудование позволило нам добиться плавности движений. Посоветовавшись с итальянскими коллегами из нашей головной компании, добавили элементы интерактивности. С помощью рычагов пассажиры могут сами регулировать вращение кабины, – приводит пример Юрий Крупский.
Последние 10 лет при проектировании аттракционов инженеры пользуются программами, которые позволяют моделировать механизмы в трехмерном пространстве. Технологии настолько «умные», что сами определяют ненадежные узлы конструкции и выделяют их на макете красным цветом. На изготовление одного экстремального аттракциона уходит минимум полгода работы целой команды специалистов и десятки тысяч долларов, поэтому ошибки быть не должно.
– Аттракционы должны быть не только надежными, привлекательными и пригодными к ремонту, но и антивандальными – чтобы у хулиганов не было возможности разбить или разобрать составные части, а у посетителей – возможности повлиять на работу механизмов, – объясняет Юрий Крупский. – Еще на стадии идеи мы стараемся предусмотреть всё: от отклонившейся руки пассажира и длинных волос девушек до упавших вещей. Каждую конструкцию тестируем с грузами разного веса.
Например, согласно стандартам производства и эксплуатации, на некоторых экстремальных аттракционах на поручнях должна быть установлена сигнализация – в случае ее срабатывания аттракцион сразу отключится до полной остановки. Каждый поручень имеет 2–3 защиты от нештатного открытия: помимо электрической и механической, например, еще и обычный ремень безопасности.
По словам гендиректора предприятия, иногда предусмотренных мер бывает недостаточно. Поэтому аттракцион никогда сразу же не отправляется в серийное производство – сначала изготавливаются опытные образцы.
– Понять, что нужно доработать, можно только в процессе использования. Например, первый вариант нашего аттракциона «Зодиак» был поставлен в парке Горького в 2011 году. На третий месяц произошло нештатное открытие поручня – место, слава Богу, было пустым. Хотя из-за сработавшей сигнализации аттракцион все равно отключился. После этого случая мы добавили дополнительный механический ремешок на каждое сиденье. В другом нашем аттракционе, «Качелики», мы заметили, что у сидящего с краю пассажира была возможность дотянуться до рычага открытия поручня. В итоге добавили дополнительное ограждение, – рассказывает Юрий Крупский.
На смотре-конкурсе «Хрустальное колесо-2011», который ежегодно проводит Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР) «Зодиак» был признан лучшим экстремальным аттракционом года. В том числе – за высокую безопасность конструкции
С апреля 2018 года для производителей и парков аттракционов будет действовать новый технический регламент ЕАЭС. По мнению Юрия Крупского, для наших специалистов новый документ мало что изменит – стандарты и правила, которые действуют сейчас в Беларуси и так жестче установленных в Европе. К примеру, если на Западе при входе на аттракционы существует ограничение только по росту, то в Беларуси иногда учитывают еще и возраст.
– К тому же нам не помешало бы установить табличку на подходе к экстремальным аттракционам, как в американских парках: «Каждый посетитель несет личную ответственность за состояние своего здоровья», – говорит Юрий Крупский. – Полагаю, что и посетитель сам должен понимать, сможет ли его сердце или вестибулярный аппарат выдержать поездку. В конце концов, мы приходим в парк не для проверки возможностей своего организма, а для развлечения.
Фото предоставлены ИООО «Белларайдз»
Несчастные случаи на аттракционах в России в 1999-2008 гг. Справка
Ряд несчастных случаев, произошедших с детьми в различных регионах России, вынудил власти усилить надзор за аттракционами и парками развлечений. Несмотря на это, несчастные случаи, в результате которых гибнут и получают посетители парков отдыха и передвижных парков аттракционов, продолжают происходить.
В 1999 году в парке “Сокольники” в Москве при аварии аттракциона “Гусеница” получили травмы пятеро детей.
В этом же году в московском парке имени Горького на аттракционе “Ковер-самолет” погибла женщина, раздавленная 5-тонной ладьей.
В 2002 году в Парке им. Горького в Москве в результате самопроизвольной остановки карусели “Вихрь” получили травмы 8 человек, в том числе и дети.
В 2002 году в Парке им. Кирова в Санкт-Петербурге на аттракционе “Седьмое небо” погиб 18-летний юноша. Из-за разрыва крепления на ногах он упал с 10 метровой высоты на асфальт.
В 2003 году в Парке им. Горького в Москве на аттракционе “Тарзанка” погиб 21-летний белорус Дмитрий Гуринович. У него порвалась резинка, привязанная к ногам, и он упал в воду с 60-метровой высоты.
В апреле 2004 года в Москве в Лианозовском парке при вращении аттракциона-карусели “Сюрприз” произошло обрушение крутящейся платформы с находившимися на ней людьми. В результате происшествия ранения различной степени тяжести получили 16 человек, в том числе один из них – перелом позвоночника.
26 июня 2004 года в Волгограде из-за брака, допущенного заводом-изготовителем, оторвалась кабинка передвижной карусели “Галактика”, в которой находилось двое посетителей. 15-летняя девушка получила серьезные травмы, ее 17-летний друг скончался в больнице.
В 2005 году в Смоленске на аттракционе “Лопинг” во время работы карусели 13-летний мальчик расстегнул крепление на одной из рук, в результате чего выпал из аттракциона на асфальт. Пострадавший лишился по колено ноги, получил множественные переломы и сотрясение мозга.
4 января 2006 года в городе Бежецке Тверской области произошла трагедия: 12-ти летний подросток вместе со своим другом пришли в городской парк, где раскрутив платформу аттракциона “Сюрприз”, попыталcя на нее забраться. В результате мальчик получил сильный удар, и, спустя несколько минут, скончался. Трагедия произошла из-за того, что аттракцион не был заблокирован.
8 мая 2006 года в Уфе произошел сбой на аттракционе “Корсар”, в результате которого примерно половина из находившихся на нем 22 человек зависли вниз головой. Посетителей удалось освободить с помощью спасателей только через два часа.
14 июня 2006 года в городе Северодвинске Архангельской области на площадке около Драмтеатра сильным порывом ветра была перевернута надувная горка, на которой находились дети, пятеро из них пострадали. Самые тяжелые травмы получили дети, которые находились на самом верху горки, у них были зафиксированы множественные переломы рук и ног, а также черепно-мозговые травмы.
17 июня 2006 года в городе Благовещенске (Приамурье) произошла трагедия на аттракционе “Космонавт”. В момент вращения 68-летняя женщина выпала из аттракциона. Получив травму черепа, она скончалась на месте.В мае 2007 года в парке Советского округа города Омска во время работы произвольно открылась дверь кабины аттракциона “Симулятор “Скат”, и на металлическую конструкцию выпала 5‑летняя девочка. Пострадавшая была госпитализирована в отделение травматологии детской клинической больницы с диагнозом “компрессионный перелом 9-го грудного позвонка”.
14 июня 2007 года в Центральном парке культуры и отдыха “Аттракцион” города Югорск в Уральском ФО произошла авария детского аттракциона “Вертолеты”. Во время катания группы из 11 детей с воспитателем произошло разрушение несущей конструкции сооружения, вследствие чего упали кабинки с пассажирами. В результате происшествия пять несовершеннолетних и один взрослый получили телесные повреждения.
24 июня 2007 года в городе Хилок Читинской области у надувного аттракциона “Батут” весом 500 килограммов, установленного во дворе школы, при порыве ветра оборвались растяжки. Пролетев по воздуху 30 метров, батут ударился о стену кирпичного гаража. В этот момент на аттракционе находились семеро детей. При падении на землю четверо детей получили серьезные травмы, а четырехлетняя Вика Житкова погибла. Авария произошла из-за не соблюдения правил безопасности. Эксплуатации батута запрещена при силе ветра свыше трех баллов, а в этот день было объявлено штормовое предупреждение и сила ветра достигала шести-семи баллов.
23 апреля 2008 года в парке культуры и отдыха города Бердска Новосибирской области с аттракциона “Колесо обозрения” сорвался и погиб семилетний мальчик. Ребенок решил прокатиться на аттракционе, который работники парка вечером оставили включенным и без присмотра. Он взялся руками за одну из кабинок и вместе с ней начал подниматься вверх, вися в воздухе. Но через несколько минут руки ребенка не выдержали напряжения, он упал с 26-метровой высоты и погиб на месте.
1 мая 2008 года в московском зоопарке произошел инцидент – детский паровозик сошел с рельсов и перевернулся. В момент аварии в паровозике находились 8 малышей, шестеро получили незначительные травмы и царапины, две девочки, 6-ти и 7-ми лет, были госпитализированы.
12 мая 2008 года в парке Великого Новгорода во время представления Тульского луна-парка “Фантазия”, гастролировавшего в городе, упала карусель. Пострадали 11 человек. Обрушение произошло по техническим причинам. В поднимающем людей устройстве карусели сорвалась шайба и оно с большой высоты рухнуло вниз, придавив отдыхающим ноги.
9 июля 2008 года в Лазаревском районе города Сочи, на диком пляже села Волконка погибла девушка, когда водный аттракцион, на котором она находилась, столкнулся с катером. Девушка вместе со своим мужем каталась на водном аттракционе “таблетка”, который был привязан к гидроциклу. При резком повороте круг ударился о борт катера, который стоял в 300 метрах от берега. От удара головой девушка погибла мгновенно. Ее мужа не пострадал.
20 августа 2008 года в городском парке аттракционов “Дракон” Махачкалы из-за обрыва металлического троса с аттракциона “Стрела” сорвались сидения.
Аттракцион “Сюрприз” рухнул из-за брака деталей
МОСКВА, 26 апр – РИА “Новости”. Причиной аварии
аттракциона “Сюрприз” в столичном парке отдыха “Лианозово” 11 апреля мог стать
брак деталей завода-изготовителя и нарушение правил предварительного техосмотра
перед запуском. К таким выводам пришла специальная комиссия правительства
Москвы, созданная распоряжением мэра столицы после происшествия.
Комиссия установила, что “механическое разрушение крепления подвижной части аттракциона, соединенной с опорой, могло быть вызвано конструктивными недостатками или нарушением правил предварительного техосмотра перед запуском”. Об этом сообщила журналистам в понедельник заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова.
По ее словам, также одной из причин аварии “может являться несовершенное конструктивное решение завода-изготовителя”. Карусель была изготовлена в 1981 году Ейским заводом “Аттракцион”.
Комиссия также установила, что компания “Инком-сервис” совершила “неправомочные действия”, выдав разрешение на эксплуатацию этого аттракциона после капитального ремонта на восемь лет, тогда как, по правилам безопасности эксплуатации карусели, эти сроки ограничены четырьмя годами.
Восстановление работы аттракционов “Сюрприз” в столице возможно только при введении дополнительных мер безопасности, считает комиссия. В частности, это касается цепочек, которыми посетители пристегиваются на карусели.
Кроме того, до завершения расследования причин аварии прокуратурой, компания “Инком-сервис” должна быть отстранена от работы в городских парках, решили члены комиссии.
После упразднения в 2002 году республиканской инспекции по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов, техническое освидетельствование ведется на уровне коммерческих структур, имеющих аттестационные свидетельства, выданные этой инспекцией до упразднения. Никакими госорганами аттракционы сейчас не контролируются, деятельность по их обслуживанию не лицензируется и не сертифицируется.
Поэтому комиссия предложила “возложить функции контроля за аттракционами в столице на существующие в городе специальные организации”.
В результате аварии аттракциона “Сюрприз” в парке
“Лианозово” 11 апреля пострадали 13 человек. После происшествия была
приостановлена работа трех таких же аттракционов в столичных парках “Измайлово”,
“Сокольники” и ЦПКиО им.Горького. По факту аварии карусели Бутырская межрайонная
прокуратура возбудила уголовное дело по статьям 293 (халатность) и 118
(причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) УК РФ.