История создания
Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».
«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.
Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.
Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.
Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.
Какой сюрприз приготовил порфирий петрович раскольникову?
Какой сюрприз приготовил…
В конце концов Порфирий Петрович доводитРаскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намеками ииздевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний моментхитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный МиколкаДементьев, взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и этонедоразумение устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку сповинной». Порфирий Петрович единственный из основных героев романа неимеет фамилии, и этим как бы подчеркивается, с одной стороны, егообособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, сдругой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущегорасследование, не выходя из своей квартиры.
Любовь к розыгрышам
Богатая фантазия Порфирия Петровича проявляется не только в его профессиональной деятельности – он большой мастер розыгрышей и различных причуд. Так, год назад мужчина объявил, что расстается с мирской жизнью и уходит в монастырь. Целых два месяца он никому не давал повода усомниться в своем странном решении.
Все было настолько правдоподобно, что друзья верили ему до тех пор, пока он сам не признался в своем розыгрыше. После этого была подобная история с женитьбой. Для правдоподобности герой даже приобрел себе свадебный костюм. И снова его окружение повелось на этот трюк.
Общая характеристика, внешность
Порфирий Петрович – настоящий ас своей профессии, талантливый следователь, которому по плечу раскрытие самых безнадежных и запутанных дел. Разумихин, который приходится Порфирию дальним родственником, рассказывает, что «он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!
» У героя завидная интуиция, свойственная истинным сыскарям, а острый ум и наблюдательность позволяют ему замечать мельчайшие детали. Порфирий Петрович обожает свою работу и отдает ей все свои силы. Но у него есть и другое увлечение – свободное время он посвящает изучению военного дела, пытаясь досконально разобраться во всех его тонкостях.
По описанию автора, «это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке». Несмотря на молодой возраст, сам герой временами ощущает себя стариком.
Особенно это проявляется в его беседах с двадцатитрехлетним Раскольниковым: «Эй, послушайте старика, серьезно говорю, Родион Романович (говоря это, едва ли тридцатипятилетний Порфирий Петрович действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его изменился, и как-то весь он скрючился)…»
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жuдкuм водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами», – такими словами завершает Достоевский внешнее описание Порфирия Петровича.
Смех у героя необычайно продолжительный и какой-то волнительно-нервный, «морщинки на его лбу разгладились, глазки сузились, черты лица растянулись, и он вдруг залился нервным, продолжительным смехом». К своей одежде Порфирий Петрович относится без особой щепетильности и без претензий на щегольство или элегантность. В свои тридцать пять лет герой все еще остается холостым человеком.
Первая встреча раскольникова с порфирием петровичем (сочинение)
Но главная из этих «ловушек» — обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, — становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.
Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа — уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.
Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.
Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи — «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.
В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» — освобождение от «идеи» — произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.
Противостояние порфирия петровича и родиона раскольникова
Порфирий Петрович и Родион Раскольников – два противоположных героя. Один совершил преступление, другой – его расследует. Их общение больше похоже на поединок. Первая встреча происходит в квартире Порфирия Петрович, где герои обсуждают статью Раскольникова “О преступлении”.
Следующая встреча происходит в кабинете Порфирия. Родион нервничает и боится себя выдать. Порфирий давит на него психологически, и когда, кажется, что Родион готов признаться в преступлении, становится известно, что маляр Микола сознался в убийстве.
Последний разговор происходит в каморке Родиона. Следователь признается, что знает, что именно Раскольников является убийцей. Позже главный герой является с повинной, и благодаря Порфирию получает срок гораздо меньший, чем ему был положен.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Порфирий Петрович” в произведении “Преступление и наказание”. Здесь дается описание внешности и характера следователя, а также рассматриваются отношения Раскольникова и Родиона.
Роль героя в произведении
В самом начале взаимоотношений Раскольникова с Порфирием Петровичем герои выступают в роли если не врагов, то антиподов. Но, по мере того, как начинают развиваться события, Достоевский ставит Порфирия Петровича в непростое положение. Следователь, уверенный в виновности подозреваемого, предлагает своему оппоненту сделать выбор между судом людей и судом собственной совести.
Суд совести – наказание без срока давности, отбывать его придется всю жизнь, оно гораздо страшнее, чем ссылка на каторгу. Поэтому Раскольников выбирает явку с повинной, так как понимает, что через восемь лет получит возможность начать жизнь с чистого листа.
В этом и заключена огромная заслуга Порфирия Петровича. Постепенно, шаг за шагом, герои, все лучше узнают друг друга и становятся хорошими товарищами. Это подтверждается эпилогом произведения, где Порфирий Петрович занимает почетное место среди гостей, приглашенных на свадьбу Разумихина и Авдотьи Романовны.
Литература
- Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
- Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
- Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
- Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
Следователь приходит к родиону домой
Лишь в последний момент сбрасывает маску Порфирий Петрович. «Преступление и наказание» — роман, в котором следователь говорит с подозреваемым открыто, лишь когда сам приходит на квартиру к нему. Он Родиону симпатизирует, желает этому юноше добра.
Однако Порфирий Петрович — провокатор, обязанность которого — вытянуть у подозреваемого признание. Следователь Раскольникову сострадает. Он его любит по-своему, и Родион не может никак определить, когда Порфирий серьезен, а когда шутит.
Порфирий — загадка для Раскольникова, магнит, от которого он отталкивается и к которому тянется. Воле Родиона следователь противопоставляет собственную. Таков Порфирий Петрович («Преступление и наказание»), характеристика которого дается в этой статье.
Раскольников, измотанный страхом разоблачения, вдруг чувствует, как он ослабел. Только придя на квартиру к Родиону, следователь не подхихикивает, не смеется. И этим добивает главного героя Порфирий Петрович («Преступление и наказание»). «В какой главе это происходит?» — может читатель. В шестой части произведения (вторая глава).
Экранизации
Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.
Андрей Панин в сериале «Преступление и наказание»
За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .