Мастер-класс «Новый взгляд на родительское собрание». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

"игры для родительских собраний в доу" | материал на тему: | образовательная социальная сеть

Игры для родительских собраний в ДОУ

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка».

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

«Комплименты». Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Волшебные очки». Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Упражнение «Настроение». Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.

Игра «Подарок по кругу».

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним  и подарить подарок со своими пожеланиями.

«Волшебный стул». Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Игра «Попадания». 

С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах мы с родителями обыгрываем все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко знакомлю с различными  видами игр и предлагаю поиграть в эти игры: использовала игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».

Если тема собрания — развитие моторики, то обязательно учу родителей играм по теме. Они  играют  с пластилином,  с крупами,  с тестом. Провожу обучение родителей пальчиковой гимнастике; предлагаю рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием  речи, то предлагаю различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу». 

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения. Родители с удовольствием учатся этим играм.

 «Создание рисунка по кругу». 

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор,  пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и  элементы тренинга. Например:

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

В середине каждого мероприятия использую разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:

Участники в кругу.

— Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

— Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.

— Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

— Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

— Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

— Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение — покружитесь.

Пантомимическая  разминка. Игра «Найди пару»

— Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».

— Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

Игра «Дотронься до …».

— Я буду говорить,  до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.

— Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…

Игра «Светофор».

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,
Зеленый – вперед,
Красный – назад.

 «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Разминка «Овощи»

1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил….(лук)

2.Набирай скорее в миску краснощёкую….(редиску)

3. Отыскали наконец и зелёный….(огурец)

4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….(картошка)

5.Завалился на бочок лежебока….(кабачок)

6.Разве в огороде пусто, если там растёт….(капуста)

7.Удивляет горожан темнокожий….(баклажан)

8.3а ботву, как за верёвку, можно вытянуть….(морковку)

9.Кто, ребята, не знаком с белозубым….(чесноком)

10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет….(репка.)

Разминки стараюсь подбирать к теме мероприятия.

Игра «Связующая нить»

Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.

Приемы проведения родительского собрания

Привлечению родителей к участию на собраниях способствует разнообразие способов работы с ними во время этих коллективных встреч. Ниже приводятся примерные варианты приемов, которые можно использовать в работе с родителями.

Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому надо дать «научное» определение. Например, слово «дырка». Дырка — это отверстие на поверхности, имеющее разнообразную форму. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других.

Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, определят для себя какие-то направления в работе с детьми.

Высказать мысль другими словами.Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников родительского собрания. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: Я всегда уверен в своей правоте. — Меня невозможно ни в чем переубедить. Можно предложить родителям потренироваться делать замечания детям, высказывать слова одобрения и другие.

Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все наоборот. Например, вместо того, чтобы ругать — похвалить; вместо того, чтобы наказывать — поощрить и т. д.

Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка.

Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.

Клубок проблем. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы.

Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы — по ассоциации или в качестве символа.

Карусель. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться» может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка и другие. Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.

Чудодейственный вопрос. Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.

Затем учитель говорит: «Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?» В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.

Маска, откройся. Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание. Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. В завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка. Этому способствуют вопросы учителя: «Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?»

Карточки-задания. Информационно-поддерживающего характера (дать информацию, найти информацию, поставить вопросы, объяснить или уточнить что-либо, подвести итоги), коммуникативного плана (поощрение других, гармонизация отношений, распоряжения) и индивидуально-личностного плана (блокирование и хвастливость) раздаются участникам. У каждого — конкретное задание и указана соответствующая роль, которую ему предстоит сыграть. Например, рассказать о событии, выделив его позитивные и негативные стороны, или рассмотреть событие с позиции обиженного человека. Как в этом случае было бы целесообразно строить отношения, чтобы такого не случилось? Как в такой ситуации может себя вести хвастливый человек, к чему это приведет? Что может блокировать деятельность человека в данной ситуации и т. д.?

Сказочные превращения. Учитель предлагает родителям представить, что у него в руках волшебная палочка, и он может превратить их в героев из сказок. Каждый участник может выбрать для себя какой-либо персонаж и от его имени будет выполнять конкретное задание.

Волшебное колечко. Учитель показывает участникам колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени (отправить человека в прошлое; позволить заглянуть в будущее); представить себя в роли учителя, ведущего специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка, другого человека и тому подобное. В зависимости от выбранного волшебства и от новой роли участников решается рассматриваемая проблема.

Мешок сюрпризов. Учитель кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией. Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.

Интервью.Вариант 1. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, соответствующих социальной роли сидящего в центре. Например, вопросы задаются ему как директору школы, как классному руководителю и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на родительском собрании.

Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Отвечающий может ответить от себя лично, а может от имени выбранной маски. Обычно задают 4-7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.

Экспедиция. Учитель говорит: «Представьте, что вы были в экспедиции и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т.д.» Участники должны придумать название своей находке. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.

Поделитесь знаниями. Учитель предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им. Приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.

Предупреждающие или запрещающие знаки. Рассмотрев определенный вопрос, учитель, предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно или вообще нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, пиктограммой) соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.

Решение конкретных ситуаций способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать. Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.

Диалог в форме письма. Учитель предлагает участникам родительского собрания выбрать себе партнера, с которым бы они хотели провести диалог. Этот партнер может быть реальным человеком, который находится в данной аудитории, а может быть и вне аудитории. Можно провести диалог с конкретным предметом, растением, животным. Определив цель диалога (получить совет, поделиться сомнением, выразить благодарность и др.), учитель просит написать письмо этому субъекту или написать письмо себе от имени этого субъекта. Затем письма обсуждаются в парах или группах, и делаются соответствующие выводы.

Письмо самому себе. Учитель предлагает родителям написать письма самим себе. Это письмо может быть от мудрого человека, от друга или родственника. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или группах. При работе в парах и группах тематику писем следует связать с общей темой родительского собрания.

Анализ собственного опыта. Рассмотрев теорию какого-либо вопроса, учитель предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающие его.

Исследование случаев направлено на решение конкретной проблемы путем анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть реальной и вымышленной. Участники родительского собрания отрабатывают аналитические навыки, которые им пригодятся при анализе поступков своих детей.

Фантастические добавки. Учитель сообщает участникам фантастическую идею, связанную с темой родительского собрания. Родители продолжают развивать предложенную идею. Основная цель данного приема — поиск новых идей.

Творческие задания направлены на развитие разнообразных способов выражения собственных мыслей: словом, рисунком, моделированием, игрой, песней и т. д. Разнообразные формы представления способствуют возникновению новых идей.

История с продолжением. Учитель, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нем. Другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом, можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Желательно идею и содержание рассказа связывать с проблемой родительского собрания.

Айсберг. Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части. Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная — невидимая часть). Участникам родительского собрания предлагается задание: дайте характеристику айсбергу, подумайте, с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга. Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?

Победа — победа. Данное упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех. Например, родители поссорились с ребенком, наказали его, а он ушел из дома и оставил записку, что домой не вернется, а будет жить у бабушки. Как поступить родителям? Что необходимо сделать, чтобы вернуть ребенка и при этом сохранить свой образ строгого родителя?

Моя профессия. Участникам предлагается выбрать любую профессию и описать ее.

Вариант 1. В рассказе о профессии не должно быть ничего, что явно подсказывало бы другим, какая это профессия. Однако рассказать об условиях работы и результатах труда необходимо.

Вариант 2. Одному из участников, выбравшему профессию, все остальные задают уточняющие вопросы. Он ничего не рассказывает сам об этой профессии, а только отвечает словами «да» или «нет».

Конкурс знатоков темы (проблемы). Предлагается известная тема, которую участники родительского собрания уже обсуждали на своих встречах. Участники разбиваются на две подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. (Если тема трудная, то такие вопросы может предложить учитель.) Оценивается вопрос и ответ. Предварительно обсуждается максимальное количество баллов за вопрос и правильный ответ. Жюри выбирается из числа родителей. Учитель является ведущим и выступает только в роли арбитра. Побеждает та группа, которая наберет больше баллов.

Аквариум. Среди участников родительского собрания выделяется небольшая группа из 3-4-х человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой родительского собрания. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.

Горячий стул. Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.

Кресло (шляпа, перо…) автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства у них связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какая у них была самая любимая игрушка? Кто ее купил, подарил? Сохранились ли у них любимые игрушки? Возможны другие вопросы.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха.

Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)» Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру.

Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза.

Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.

На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: «Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д.» Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре.

Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут.

Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами.

Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки.

Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника.

Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить.

Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры — показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела.

Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями.

Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов.

Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д.

Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах.

Походите по комнате так, как: если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др.

Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное — не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д.

Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д.

Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками.

Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники «печатают» ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы.

Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия.

Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями.

Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего «выбрасывает» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники «выбросили» одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.

Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: «Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?» Могут быть и другие вопросы — по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч — задает вопрос.

Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат — это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой — по организации.

Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.

Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта.

Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.

Рефлексия (самоанализ)может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: «Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?» Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.

Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий — 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника.

Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании, одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом — используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.

Ответить на вопрос: «За что я благодарен себе сегодня?»

Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.

Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний.

Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видеокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения.

Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми.

Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым.

Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует.

Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. «Если бы я был ведущим родительского собрания…», «Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны…» и др.

Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Существуют также факторы, которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска :как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания учителей и психологов по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:

· во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

· во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;

· в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.

· в сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

· диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

· отбор и применение методических средств;

· анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:

— презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);

— индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

— систематичность и последовательность (педагоги обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность школы в течение всего периода адаптации ребенка);

— доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей школьников;

— уважение норм и ценностей семьи;

— ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

— адекватное показаниям использование различных методов в работе педагога и других специалистов школы.

Анализ работы воспитателей с родителями в образовательных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества школы и семьи в нем имеются и недостатки:

— учителя не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

— содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества учителя не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

— довольно часто учителя используют лишь коллективные формы работы с семьей.

В деятельности школы определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3й этап:знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» изучение продуктов детской деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:

— наличие игр, книг их соответствие возрасту ребенка и его интересам;

— размещение игр, книг, их состояние;

— что побуждает родителей покупать игрушки, книги;

— любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители;

— решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;

— когда и с кем дети играют, делают уроки, проводят время (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:

— есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;

— как дети выполняют эти обязанности;

— какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;

— установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

— учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

— интерес ребенка к отдельным видам труда.

Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает учитель, должны быть конкретными. Например: если приобрести книжки, то какие, определить трудовые обязанности — какие именно и т.д.

Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты. выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросы помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Методы работы с неблагополучными семьями

Недостаточная информированность родителей о методах воспитания

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

Семья алкоголиков (оба родителя)

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков). Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учебе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д. Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

Семья в состоянии развода или после развода

— Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Неполная семья

— Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.- Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.- Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.- Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.- Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.- Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)- Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций к воспитанию.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

— Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.- Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.- Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.

Полная семья, один из родителей пьёт

— Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.- Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра.- При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

(одинокая мать-алкоголичка или отец)

— Наблюдения и консультации школьного психолога.- Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.-

Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные

— Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.

Список литературы

1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей – Изд-во: У-Фактория, 2004.

2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.:Апрель-Пресс, 2000

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – Спб, 2004

5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995

6. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М., 2002

7. Бикеева А.С. Семья особого назначения или рецепты позитивного родительствования на каждый день. М., 2009

8. Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб., 2003

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1998

10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое сообщество России, 2003

11. Гинот Х.Г. Книга для родителей. Как преодолеть проблемы переходного возраста. М., 2004

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2006

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2008

14. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей.- М.- СПб, 2008

15. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000

16. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др. – М., 1993

17. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. СПб, 2004

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986

19. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. СПб.: Речь, 2021

20. Землянская М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум. М.:ЭКСМО, 2003

21. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д. Мало пользы от силы там, где нужна мудрость, или как научиться в ссоре не терять истину. СПБ.: Речь, 2021

22. Зыгмантович П. Тайны взаимоотношений или как любить долго и счастливо. СПб.: Речь, 2021

23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006.

24. Клейберг Ю.А., Дружинин В.Н., Руденский Е.В. Психология девиантного поведения.- М., 2001

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989

26. Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2004

27. Кравцова М. Мой ребенок – подросток. Понять, принять, подружиться. – М.: ЭКСМО, 2008.

28. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для семейного чтения. М., 2002

29. Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.- С. 579-580

30. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье // Ж-л «Семейная психология и семейная терапия. – М., 1997.- С. 106-117

31. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. СПб., 2007

32. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994

33. Млодик И. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему. М., 2009

34. Нартова – Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу. М., 2002

35. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации/Под редакцией Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. – Спб. : Речь, 2004

36. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: научно-методическое пособие / Под ред. Алексеевой Л.С.-М.,2000.

37. Наш проблемный подросток: понять и договориться/Под ред. А.А. Реана. СПб, 2004

38. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. – Магнитогорск, 2000.

39. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003

40. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996

41. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006

42. Орлова Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. М., 2005

43. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2004

44. Осипова И.И. Профессиональное сопровождение семьи. М., 2009

45. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009

46. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992

47. Петрова Е.А., Нестерова А.А. Суслова Т.Ф. технологии работы психолога с семьей, находящейся в социально опасном положении: Учебное пособие. – М.: РИЦ «АИМ», 2007.

48. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М., 2003

49. Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю. Как сохранить любовь. Искусство взаимоотношений. СПб.: Речь, 2008

50. Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю.Искусство быть вместе: мужчина и женщина, искусство взаимоотношений. СПб.: Речь, 2008

51. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: Владос, 2003

52. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001

53. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993

54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004

55. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2004

56. Цымбал Е., Сафронова Т. Как защитить ребенка от насилия. – М., 1998.

57. Шарапановская Е. Социально-психологичсекая дезадаптация детей и подростков. – М.: Сфера, 2005.

58. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. – Спб. :Речь, 2003

59. Шипицына Л.М. Психология детского воровства. СПб.: Речь, 2007

60. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-пресс, 2000

61. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1985

62. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.:Академия, 1996

63. Эйдемиллер Э.Г., В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. – Спб.:Питер, 1999


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.