МАЧЕХА — ПАДЧЕРИЦА

6 качеств мачехи, которые влияют на отношения с ребенком мужа

     Вы знаете, что 40% современных браков – повторные браки? И что по статистике три из пяти процедур усыновления совершаются в смешанных (комбинированных) семьях, не приемных. (Комбинированными называются семьи, в которых у одного из супругов есть дети от предыдущего брака.) 

     Все чаще женщине приходится осваивать роль мачехи. А мужчине – роль отчима. Можно смело увеличить цифры статистики, потому что далеко не все смешанные семьи проводят официальную процедуру усыновления-удочерения. Кто-то просто не регистрирует отношения, а в каких-то семьях дети живут по принципу «дети выходного дня». 

     Когда я узнала об этих цифрах, я удивилась. «Ничего себе, как нас много!» — подумала я о женщинах, которым приходится примерять к себе неблагозвучное слово «мачеха».

      В своих статьях я использую это слово для обозначения роли женщины. Женщины, которая хоть как-то взаимодействует с детьми мужа. Дети могут находиться в семье отца или биологической матери. Мать детей может быть жива или мертва. Дети мужа могут появляться в доме отца всего пару раз в год. В любом случае, женщина по отношению к детям мужа – мачеха. Предлагаю отстраниться от «сказочного» контекста этого слова и принимать его нейтрально.  

     Так вот, когда я узнала, что нас так много, я задумалась о том, а что бы нам, женщинам, помогло осваивать роль мачехи и чувствовать себя в ней счастливой или хотя бы довольной жизнью женщиной? Как обычно, начинать лучше с себя. И мне стало любопытно: какие черты характера, личностные качества, особенности женщины помогают наладить отношения с ребенком, а какие напротив?

Ведь не каждая женщина становится мачехой. Кому-то даже сложно себе представить, как она будет уживаться с детьми другой женщины. К тому же, будущая мачеха может даже не осознавать тех трудностей, которые ей предстоит пережить в отношениях с детьми мужа до того, пока не столкнется с ними. Что ей потом помогает выстраивать отношения в семье — какие качества, навыки, способности, ресурсы?

     И я решила провести исследование. Какие качества стоит развивать, какие могут быть причиной конфликтов, что можно скорректировать, что усилить и т.д. Однозначно, на общение влияют качества, о которых я пишу ниже. Но вот как конкретно они влияют (или не влияют?) в случае отношений с ребенком мужа – узнать, я надеюсь, поможете вы, если пройдете тест в конце статьи. Я же со своей стороны обязуюсь дать обратную связь, в которой будут:

1. Результаты тестов, которые помогут вам глубже себя узнать
2. Обозначение возможной проблемной области отношений с ребенком мужа
3. Рекомендации: что делать, чтобы наладить контакт с ребенком.
4. После окончания исследования — ссылка на статью с результатами.

Однозначно, на общение влияют: самооценка, насколько мы принимаем себя и других людей, «локус контроля» человека, стремление к власти, тревожность, склонность к конфликтам, способность к эмпатии. 

1.Самооценка.

Самооценка женщины – это умение оценить свои силы и возможности и отноститься к себе критически. Она составляет основу того, на что женщина считает себя способной. Здоровая самооценка помогает адаптироваться в семье мужа, найти в ней свое особенное место, выдерживать возможные провокации со стороны бывшей жены, детей или родителей мужа, а также управлять конфликтами. Вы ведь знаете, что выходя замуж за разведенного мужчину, вы вступаете в брак со всей его бывшей семьей? 

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка формирует уверенность в себе, самокритичность, настойчивость, требовательность; неадекватная – неуверенность (низкая самооценка) или излишнюю самоуверенность (завышенная самооценка), некритичность. 

Важна также гибкость в оценке самой себя. Умение менять свое поведение под влиянием опыта необходимо для адаптации к новой роли. Где-то признавать свои ограничения, где-то быть более настойчивой. 

Смею предположить, что женщине с адекватной самооценкой гораздо проще и легче принять чужого ребенка. Ведь, как говорил К. Рождерс, американский психолог, чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Э. Фромм, немецкий социолог и философ, утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку, и что нелюбовь к себе (или низкая самооценка) сопровождается существенной враждебностью к другим. 

2.Принятие других людей. Толерантность.

Повторю важную мысль: мы не принимаем других людей (и детей в том числе!), если не принимаем себя. Получается, чем больше женщина принимает себя, тем проще относится к особенностям и странностям ребенка. 

Мне нравится определение принятия, которое дает К.Роджерс в своей книге. 
«Принятие другого — это теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет.» 

В жизни часто это сделать не так просто, но ведь зато есть к чему стремиться, правда? 

Давайте вспомним еще одно социальное понятие. 

Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия чуждых взглядов или образа жизни. Она заключается в предоставлении другим права жить собственным умом и своими ценностям. 

На мой взгляд, для мачехи в отношении с чужими детьми даже настрой быть толерантной помогает установлению теплых отношений. Особенно в начале, когда женщина знакомится с привычками ребенка и его поведением. Толерантность необходима, чтобы не броситься перевоспитывать ребенка на свой лад, а принять его таким как он есть – ребенком своих родителей. 

3.Интернальность-Экстернальность

Что это такое? 

Термин «интернальность» тесно связан с понятием «локус контроля»

Локус контроля — характеристика человека, которая отражает его склонность видеть причину своих успехов и неудач либо во внешних обстоятельствах, условиях и силах, либо в самом себе, своих усилиях, своих недочетах, в наличии или отсутствии своих способностей или недоработок. 1

Интерналом называют человека с внутренним локусом контроля. Экстернал — человек, который больше опирается на окружение, т.е. человек с внешним локусом контроля. 

Как женщина устанавливает отношения в детьми мужа? На кого опирается в своих поступках, суждениях и выводах? 
Берет ли ответственность за отношения на себя или все отдает в руки мужа. Ищет причины происходящего в себе или в обстоятельствах. Опирается на свои знания и умения или спрашивает совета у подруг, родных, мужа. Пытается ли сама прикладывать усилия или просит помощи у других, полагается во многих вопросах на мужа. Обвиняет в конфликтах или неприятностях себя или детей, бывшую жену и мужа. Уверена, что справится со всеми вопросами сама или разделяет зону своей ответственности. 

Нельзя сказать, что интернальность – хорошо, а экстернальность – плохо. Скорее, следует стремиться к тому, чтобы в каких-то обстоятельствах позволять себе обратиться за помощью, в каких-то переложить ответственность на мужа, а в каких-то – подумать над тем, а что я сама могу изменить в лучшую сторону. 

4.Стремление к доминированию. Властность.

Власть – многогранное понятие. Для нашей темы важна власть:
1-как возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться тому, кто приказывает;
2- как потребность, мотивация в поступках и взаимоотношених между людьми. 

Различают несколько видов власти, вот некоторые из них: 

1) власть принуждения строиться на страхе наказания ребенка, лишением его каких-то благ. Это нередко срабатывает, побуждая ребенка действовать так, как нам нужно. Однако, злоупотребление наказаниями влияет на атмосферу в семье и может привести к плохому отношению ребенка, к тому, что ребенок начнет рано или поздно скрывать свое неподчинение, обманывать и утаивать свои промахи, неудачи, проказы. Кроме того, применять такой вид власти в первые годы совместной жизни для мачехи нельзя, поскольку нет «морального права». 

2) власть вознаграждения: когда женщина награждает ребенка чем-то, если он слушается, делает так как нужно, достигает успеха и того, что хотела мачеха. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (подарок), так и признание, похвала или совместное времяпрепровождение по желанию ребенка, например, игра. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения. 

3) экспертная власть возникает, когда ребенок понимает, что мачеха – мудрый, умный, знающий взрослый. Когда ребенок знает, что можно прийти к мачехе и что-то у нее спросить –она расскажет, пожаловаться – рассудит, и вообще, ей можно все рассказать – она поможет. У нее есть опыт и знания, которых нет у него. И ребенок это признает. Короче, когда женщина становится для ребенка авторитетом. Иметь такую власть в отношениях может занять годы. 

4) референтная власть основана на идентификации ребенка с мачехой, на чувстве общности с ней. При этом мачеха является образцом для подражания. Если девочка, например, видит в мачехе красивую женщину и пытается ей подражать в одежде и манерах.
В негативных формах такая форма власти может проявляться в случае, когда, например, падчерица плохо относится к мачехе и делает «только не так, как она».

5) легитимная власть – власть закона. Например, официальное оформление опекунства. (Н.А. Мельникова, Шпаргалка по социальной психологии. — М. Аллель. 2000-2005 -64 с.)

Каким из видов влияния и власти пользуетесь вы? Насколько сильно выражено у вас стремление к власти вообще? 

5.Тревожность.

Тревожность — такая психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по разным незначительным поводам. Ее можно рассматривать как личностное образование, либо как особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно. 

Различают: 
1. Ситуативную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, тревожность при знакомстве и т. п.) 
2. Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, в зависимости от того, какие объекты становятся значимы для человека. 

На отношения в комбинированной семье влияет уровень и тип тревожности женщины. Возможно, есть какие-то особые ситуации, когда женщина тревожится (например, дорога), и тогда это можно как-то контролировать или приспособиться к ним, попросить помощи у членов семьи. Либо женщине в принципе свойственен высокий уровень личностной тревожности, и тогда разного рода события могут вывести ее из равновесия. Влияет ли это на отношения с ребенком? Несомненно. Влияет ли это на установление контакта между ними – тема для исследований. 

6.Способность к эмпатии.

Эмпатия – это сознательное сопереживание эмоциям и чувствам другого человека и одновременно понимание, что эти эмоции не принадлежат вам.
Эмпатия означает «войти в личный мир другого и быть в нем как дома. … Это временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения … Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» (К. Роджерс) (Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428–430.)

Способность к эмпатии поможет женщине-мачехе сопереживать ребенку, понимать его, его чувства и эмоции, обозначать и называть их. Благодаря эмпатии, мы можем поставить себя на место ребенка и действовать, исходя из полученных знаний о состоянии и потребностях ребенка. Иногда очень хочется отреагировать на поведение ребенка импульсивно, как говорится, «из своих эмоций». В такие моменты способность к эмпатии помогает переключиться на состояние ребенка и договориться полюбовно. 

Вы задумывались, насколько вам легко принимать себя и других людей? Вы считаете себя властной женщиной? Возможно, повелевать людьми – это ваша сильная потребность, и тогда для вас важно найти возможности ее как-то удовлетворять. 

Как влияют ваши эмоции на отношения с ребенком и другими людьми? Может быть, дело в том, что вам нужно научиться дозировать проявления своих эмоций и чувств или, наоборот, выражать их в более явной форме. 

Для того, чтобы получить ответы на все эти вопросы, узнать свои сильные и слабые стороны в общении с ребенком, предлагаю пройти тест. 
После участия в исследовании вы получайте обратную связь в виде результатов опроса, комментариев и рекомендаций. В конце теста вас ждет сюрприз – подарок! 

ПРОЙТИ ТЕСТ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.