Красивых топоров пост
Тремя самыми узнаваемыми танками Второй Мировой войны, безусловно, являются германский Pz.Kpfw.VI Tiger, советский Т-34 и американский M4 Sherman. «Тигр» в этой тройке стоит особняком: он заслужил известность не своей массовостью (было выпущено всего 1355 танков), а высокой боевой мощью и грозным внешним видом. Рецепт же успеха «тридцатьчетвёрки» и «Шермана» во многом схож: простые и технологичные, а от того массовые, они стали вездесущими «рабочими лошадками» — надёжными, неприхотливыми и, в целом, непобедимыми.
Проектирование среднего танка М4 началось 1-го февраля 1941, а первые серийные «Шерманы» появились в американской армии уже летом 1942. Столь стремительное развитие событий производит сильное впечатление: к примеру, разработка Т-34 продолжалась около трёх лет, а для создания немецкой «Пантеры» потребовалось почти два года. Кроме того, обе эти машины пришлось затем долго и упорно избавлять от многочисленных «детских болезней», в то время как «Шерман» с самого начала продемонстрировал весьма высокий уровень надёжности. Причина такого успеха была следующей – при создании многих узлов танка M4 использовались наработки автомобилестроительной промышленности США, а она в те годы являлась наиболее развитой и передовой во всем мире. Кроме того, «Шерман» возник не на пустом месте – танк создавали на базе непосредственного предшественника, среднего танка М3 Lee, используя опыт его конструкторов, технические наработки и даже некоторые готовые узлы. М3 же, в свою очередь, был создан на базе удачного шасси устаревшего и крайне неудачного танка М2.
Изготовление прототипов началось летом 1941 года, одновременно в Рок-Айлендском арсенале и в мастерских Абердинского военного полигона. Прототип под обозначением Т6 был продемонстрирован 2 августа 1941 и во многом отличался от будущего «Шермана». В частности, на нем имелись «унаследованные» от M3 Lee боковые двери. Кроме того, танк «увенчивала» командирская башенка с отдельным пулеметом калибра 7,62 – его предполагалось использовать для защиты от самолетов. Представители командования танковых войск, осмотрев машину, предложили ликвидировать бортовые двери, поскольку они явно ослабляли бронезащиту. Кроме того, для защиты от воздушных ударов более целесообразно было установить крупнокалиберный пулемет, но поскольку в башенке он не умещался, оставалось только разместить его открыто. 5 сентября 1941 года Комитет вооружений США дал рекомендацию о принятии Т6 на вооружение под стандартным обозначением Medium Tank M4. Эта машина также получила название General Sherman в честь героя Гражданской Войны, сражавшегося на стороне северян — генерала Уильяма Шермана. В дальнейшем чаще использовался укороченный «британский» вариант – просто Sherman. В ноябре 1941-го в Абердине приступили к изготовлению первой опытной партии танков M4, а крупносерийное производство было развернуто в феврале 1942 года. Продолжалось оно вплоть до июля победного 1945-го и остановилось на отметке в 49 234 экземпляра, что сделало M4 Sherman самым массовым американским танком всех времён и вторым по массовости танком в мире после советского Т-34. Выпускались одновременно шесть основных модификаций боевой машины. Конструкция танка в ходе войны неоднократно дорабатывалась и модернизировалась. Это приводило к появлению субмодификаций, зачастую значительно отличавшихся от базовой модели.
M4 Sherman представлял собой средний танк классической компоновки. В передней части машины находилось отделение управления, в котором размещались приборы, а также рычаги и педали, используемые механиком-водителем. Кроме того, в правой части боевого отделения имелся курсовой пулемет с боекомплектом. Это оружие управлялось помощником механика-водителя, который одновременно являлся стрелком-радистом. Средняя часть машины была занята боевым отделением. Здесь устанавливались сиденья для трех остальных членов экипажа – командира, заряжающего и наводчика. Кроме того, в боевом отделении размещался боекомплект к орудию и спаренному пулемету, аккумуляторная батарея с зарядным устройством и огнетушители. В задней части танка, за перегородкой, находилось моторное отделение, предназначенное для размещения двигателя и всех систем его обслуживания. Характерной особенностью «Шерманов» стало то, что его трансмиссия была вынесена в отделение управления. Наклонный карданный вал, передающий вращение от мотора к коробке переключения передач, проходил через весь танк. Подобная компоновка трансмиссии была использована и на немецких танках, однако там она была более «изящной» — вал протягивался почти горизонтально, без наклона, иногда для этого его приходилось делать составным. Американские конструкторы поступили проще, что вынудило их несколько увеличить высоту танка, повысив тем самым вероятность его поражения.
Корпус танка M4 собирался сваркой из листов катаной броневой стали и отдельных литых блоков, однако существовали и полностью литые корпуса. Толщина лобовой брони составляла 51 мм, бортовой и кормовой — 38 мм, днища и крыши — от 13 до 25 мм; маска орудия имела 89 мм брони, лоб башни — 76 мм, корма и борта — 51 мм, а крыша — 25 мм. Верхний лобовой лист ранних танков был наклонен под углом в 56°, к нему болтами крепилась массивная литая лобовая деталь (она «по совместительству» являлась картером поворотного механизма и крышкой трансмиссионного люка). Бортовая броня танка горизонтальная, на танках 1943-44 годов выпуска она усиливалась стальными накладками для дополнительной защиты «сухой» боеукладки; в дальнейшем, с введением «мокрой» боеукладки (где снаряды хранились в смеси воды с этиленгликолем), которая имела в разы меньший шанс детонации при попадании снаряда, от накладок отказались. Лобовой лист вначале имел выступы для смотровых щелей, однако впоследствии их начали «заделывать», а со второй половины 1943 потенциально уязвимые места полностью исчезли, при этом угол наклона лобового листа уменьшился до 47°. Боевая масса первых «Шерманов» составляла 30.3 тонны, но со временем возросла до 33.6 тонн и даже до 38 тонн (М4А2 — 30.9 тонны). Для посадки в боевое отделение использовался люк, размещенный на крыше башни. Начиная с декабря 1943, танки стали оборудоваться отдельным люком для заряжающего. Механик-водитель и его помощник занимали свои места в отделении управления, пользуясь люками в передней части корпуса. Башня «Шермана» снабжалась полом, закрепленным на стойках. На её левом борту имелся лючок, через который можно было вести огонь из личного оружия. Вращение башни осуществлялось при помощи гидроэлектрического механизма или ручного привода. Начиная с мая 1944-го, танки M4 комплектовались модернизированной башней. Она отличалась от старой, прежде всего, своими размерами, став более крупной. Кроме того, на крыше вновь появилась командирская башенка, оборудованная приборами для кругового наблюдения.
Вооружение M4 Sherman состояло из пушки и двух-трёх пулемётов, иногда на башне устанавливались дымовые гранатомёты. Когда M4 пошёл в массовое производство, его основным вооружением была американская танковая пушка 75 mm M3 L/37,5, унаследованная от поздних вариантов танка M3. Калибр – 75 мм, ствол длиной в 37,5 калибров, диапазон угла наклона ствола – от -10 до 25°, боезапас 85-97 выстрелов. M3 в целом соответствовала советской Ф-34, имела немного меньшую длину ствола, схожий калибр и бронепробиваемость. Пушка была эффективна против немецких лёгких и средних танков (кроме последних модификаций Pz.Kpfw.IV), и в целом вполне соответствовала требованиям времени. Пушка оснащалась гироскопическим стабилизатором «Вестингауз», работавшим в вертикальной плоскости. Стабилизатор успешно гасил колебания и позволял добиваться хорошей точности при стрельбе с коротких остановок и с хода. Казённик пушки был развёрнут на 90° в влево, что значительно облегчало работу заряжающего, поскольку при таком монтировании органы управления затвором двигаются горизонтально, а не вертикально. В ходе войны с появлением у немцев новых «четвёрок», а также «Пантер» и «Тигров» американская 75-мм пушка оказалась недостаточной по бронепробиваемости, и в «Шерманы» с января 1944 года стали устанавливать длинноствольную 76-мм пушку М1 в новой башне с круговым 64-мм бронированием. Длина ствола пушки составляла 55 калибров, углы вертикальной наводки остались прежними, также имелся гиростабилизатор, на часть орудий устанавливался дульный тормоз. Боезапас снизился до 71 выстрела. 76-мм пушка М1 в целом была сопоставима с советской 85-мм ЗИС С-53 и пробивала от 88 до 135 мм брони с 1000 м (в зависимости от типа снаряда). Пушкой М1 не стали вооружать все поголовно «Шерманы», потому что она плохо подходила для борьбы с пехотой и укреплениями вследствие слабого осколочно-фугасного снаряда; танки с 75 и 76-мм орудиями использовали в тандеме. В английской армии существовали также варианты, перевооружённые английским противотанковым 17-фунтовым орудием Ordnance QF 17 pounder Mk.IV, получившие название Sherman IIC (на базе M4A1) и Sherman VC (на базе M4A4), больше известные под общим названием Sherman Firefly («Светлячок»). 17-фунтовка устанавливалась в обычной башне, для неё специально разработали новую маску. Стабилизатор орудия демонтировался из-за большого веса орудийного ствола. Пушка оснащалась дульным тормозом со встроенным противовесом, боекомплект орудия составлял 77 выстрелов. «Файрфлай» являлся самой мощной противотанковой модификацией «Шермана», бронебойные 17-фунтовые (76.2 мм по стандартной номенклатуре) снаряды массой 7.71 кг (калиберный) и 3.46 кг (подкалиберный) имели начальную скорость 884 и 1204 м/с соответственно и пробивали от 132 до 194 мм брони с 1000 ярдов (~914 м). Firefly был единственным танком союзников, способным уверенно пробивать броню «Пантеры» и «Тигра» на реальных дистанциях боя. Некоторое количество M4 разных типов получило в качестве основного вооружения американскую 105-мм гаубицу M4. Эти танки предназначались для непосредственной артиллерийской поддержки пехоты. Боезапас составлял 66 выстрелов, башня не имела корзины, поскольку последняя затрудняла доступ к боеукладке. Из-за трудностей с уравновешиванием орудия убрали стабилизатор, кроме того, башня не имела гидропривода. Помимо пушки, танк «Шерман» вооружался тремя пулеметами. Один Browning M1919A4 был спарен с артиллерийским орудием, другой был курсовым. Третий пулемет, крупнокалиберный Browning M2HB, монтировался на крыше башни и предназначался для противовоздушной обороны. В реальных боях, впрочем, его значительно чаще применяли по наземным целям. Боезапас для пулемётов составлял от 4750 до 6250 патронов .30 калибра и 300-600 .50-го.
Среди прочих средних танков Второй Мировой «Шерман» выделяется, пожалуй, наиболее широкой гаммой устанавливаемых на него двигателей. В общей сложности на танк устанавливалось пять различных вариантов двигательной установки, что дало шесть основных модификаций:
* M4 и M4A1 — звездообразный авиационный двигатель Continental R975 C1, 350 л.с. при 3500 об/мин.
* M4A2 — спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046, 375 л. с. при 2100 об/мин.
* M4A3 — специально разработанный бензиновый V8Ford GAA, 500 л. с.
* M4A4 — 30-цилиндровая силовая установка Chrysler A57 multibank, состоящая из пяти автомобильных бензиновых двигателей L6, мощность 470 л.с.
* M4A6 — дизель Caterpillar RD1820.
Максимальная скорость танка по шоссе составляла от 39 до 48 км/ч в зависимости от модификации (М4А2 — 45 км/ч), по пересечённой местности — 19-40 км/ч, при этом М4 был достаточно манёвренным, подвижным и обладал неплохой проходимостью. Запас хода составлял 160-210 км для бензиновых модификаций и 240-295 км для дизельных. Танк оснащался бензиновой одноцилиндровой вспомогательной силовой установкой, служащей для подзарядки аккумуляторов без запуска основного двигателя, а также для прогрева двигателя в условиях низких температур. Изначально компоновка танка и размеры моторного отсека были рассчитаны для звездообразного R975, что давало достаточно пространства для установки других типов двигателей. Тем не менее, 30-цилиндровый силовой агрегат A57 имел габариты, не позволяющие установить его в стандартный моторный отсек, и в варианте M4A4 танк получил более длинный корпус, который также был использован в M4A6. В СССР по программе ленд-лиза поставлялись M4A2, поскольку одним из требований к танку в СССР было наличие дизельной силовой установки. В американской армии дизельные танки не использовались исходя из соображений логистики, зато имелись в Корпусе Морской Пехоты (использовалось корабельное дизельное топливо) и в учебных частях. Также дизельные танки составили около трети поставленных Великобритании, где применялась и бензиновая и дизельная техника.
Ходовая часть и подвеска танка в целом соответствовала той, что была использована на танке M3. Подвеска блокированная, имела по три опорные тележки с каждой стороны. Тележки включали по два обрезиненных опорных катка, по одному поддерживающему катку с задней стороны, а также две вертикальные буферные пружины. Ведущие колёса располагались спереди, направляющие — сзади. Гусеница мелкозвенчатая, с резинометаллическим параллельным шарниром, шириной 420 мм, имела 79 или 83 трака в зависимости от модификации. Существовало большое разнообразие гусениц: обрезиненных плоских, обрезиненных с металлическим протектором, цельнометаллических.
Особенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют разные двигатели (а также другие незначительные отличия). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.
Серийные варианты «Шермана» были таковы:
* M4 — танк со сварным корпусом и звездообразным двигателем Continental R-975. Выпускался серийно с июля 1942 года по январь 1944 года фирмами Pressed Steel Car Co, Baldwin Locomotive Works, American Locomotive Co, Pullman Standard Car Co, Detroit Tank Arsenal. Всего выпущено 8389 машин, 6748 из них были вооружены пушкой M3, 1641 M4(105) получили 105-мм гаубицу. M4 производства Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и получили наименование M4 Composite Hull
* M4A1 — самая первая пошедшая в производство модель, танк с литым корпусом и двигателем Continental R-975, практически полностью соответствующий первоначальному прототипу T6. Выпускался с февраля 1942 года по декабрь 1943 года фирмами Lima Locomotive Works, Pressed Steel Car Co, Pacific Car and Foundry Co. Всего выпущено 9677 машин, 6281 из них были вооружены пушкой M3, 3396 M4A1(76)W получили новое орудие M1. Танки самых первых серий имели 75-мм пушку M2 и два фиксированных курсовых пулемёта.
* M4A2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года фирмами Pullman Standard Car Co, Fisher Tank Arsenal, American Locomotive Co, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine & Welder Co. Всего выпущено 11 283 танка, 8053 из них были вооружены пушкой M3, 3230 M4A2(76)W получили новое орудие M1.
* M4A3 — имел сварной корпус и карбюраторный двигатель Ford GAA. Выпускался предприятиями Fisher Tank Arsenal, Detroit Tank Arsenal с июня 1942 года по март 1945 года в количестве 11 424 штуки. 5015 имели орудие M3, 3039 M4A3(105) 105-мм гаубицу, 3370 M4A3(76)W новое орудие M1.
* M4A4 — машина со сварным удлинённым корпусом и силовым агрегатом Chrysler A57 Multibank из пяти автомобильных двигателей. Выпущена в количестве 7499 штук предприятием Detroit Tank Arsenal. Все вооружались орудием M3, и имели несколько видоизменённую форму башни, с радиостанцией в кормовой нише и портом для стрельбы из пистолета с левой стороны башни.
* M4A5 — обозначение, зарезервированное для канадского Ram Tank, но так ему и не присвоенное. Танк интересен тем, что по сути, являлся не версией M4, а очень сильно модернизированной версией M3. Ram Tank имел английскую 6-фунтовую пушку, литой корпус с боковой дверью как у прототипа T6, литую башню оригинальной формы, ходовая часть соответствовала M3, за исключением гусеничных траков. Montreal Locomotive Works произвёл 1948 машин. В боях Ram не участвовал из-за слишком слабого орудия, зато послужил основой для многочисленных бронированных машин, например ТБТР Kangaroo.
* M4A6 — корпус сварной, подобный M4A4, с литой лобовой частью. Двигатель — многотопливный дизель Caterpillar RD-1820. Выпущено 75 танков заводом Detroit Tank Arsenal. Башня была такой же, как у M4A4.
* Grizzly Bear — танк M4A1, серийно выпускавшийся в Канаде. В основном подобен американскому танку, отличался от него конструкцией ведущего колеса и гусеницы. Всего произведено 188 штук компанией Montreal Locomotive Works.
Кроме основных серийных существовал целый ряд специальных модификаций (тот же Firefly или штурмовой тяжелобронированный M4A3E2 Sherman Jumbo), зенитные танки, танки-тральщики, танки с навесным оборудованием для плавания, танки с ракетной системой залпового огня T34 Calliope, огнемётные танки, танки с бульдозерными отвалами и ножами для резки кустов и деревьев, БРЭМ, тягачи, мостоукладчики и многое другое. На базе «Шермана» был создан целый ряд различных САУ в разных странах как во время, так и после войны. Также в послевоенные годы часть М4, состоявших на вооружении различных стран, подверглась ряду модификаций разной степени глубины. Отдельно стоит отметить Израильские и Египетские «Шерманы», получившие новые двигатели и орудия, с доработанными башнями и корпусами. На ряд танков вообще устанавливали башню FL-10 с автоматом заряжания от французского лёгкого танка AMX-13.
В первый раз танки М4 «Шерман» были использованы британцами во время второго сражения у Эль-Аламейна в октябре 1942 года. Этими машинами были вооружены 1-я и 10-я английские танковые дивизии, а также 9-я и 24-я отдельные танковые бригады. Общее количество «Шерманов» достигало 251 единицы. Ввод в бой новых танков стал для немецкого командования совершенно неожиданным. Англичане смогли собрать заметно превосходящие силы – вместе с «Шерманами», они располагали более чем тысячей боевых машин против 559 в группировке Роммеля. Кроме того, пробить броню M4 могли лишь некоторые из немецких танков – 88 Pz.III и 30 Pz.IV с длинноствольными пушками. В результате была одержана очень важная для этого театра военных действий победа, значительный вклад в которую внесли новые американские боевые машины. Американские «Шерманы» впервые пошли в бой в декабре 1942 года, первое время эти бои сопровождались тяжелыми потерями из-за неопытности экипажей. В феврале 1943-го года танки M4 впервые столкнулись с «Тиграми», против которых у них просто не было шансов. В течение первых двух дней этих боев армия США безвозвратно потеряла 84 «Шермана» при 19 уничтоженных танках врага.
Использование «Шермана» в Европе началось в июле 1943 года во время высадки в Сицилии. Тут уже танкисты действовали более уверенно, в ходе наиболее крупного боя им удалось уничтожить 14 «Тигров» и 30 других немецких танков. Но по-настоящему массовое выступление на Европейском ТВД началось с высадки в Нормандии. Часть «Шерманов» была оснащена специальными приспособлениями, которые предназначались для придания танку свойств амфибии, но из-за ряда допущенных ошибок 27 их этих танков утонули. Впрочем, основные неприятности для «Шерманов» только начинались – ведь впереди их ждали встречи с многочисленными «Тиграми» и «Пантерами». И всё же рассчитывать немцам было уже не на что – после огромных потерь на Восточном фронте они попросту не могли ничего противопоставить подавляющему численному превосходству союзников. С 20 ноября 1944-го по 20 января 1945-го было потеряно в боях 1 137 танков «Шерман» — весьма ощутимая убыль. Но общее количество этих машин в американской и британской армии составляло к ноябрю около 15 000, и еще 10 000 было выведено в резерв. Таким образом, даже контрнаступление вермахта в Арденнах лишь незначительно ослабило группировку союзников. Можно сказать, что тут ярко проявилось одно из лучших качеств танка М4 – его отличная приспособленность к массовому производству. Война на Тихоокеанском ТВД, в силу своей специфики велась с применением лишь незначительного количества танков. У «Шермана» в этом регионе вообще не было каких-либо достойных противников – японская бронетехника для подобной роли категорически не подходила. Американцы действовали практически безнаказанно, лишь изредка теряя единичные машины.
Применение танков, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза (4102 танка отправлено, 3938 танка получено), началось весной 1943 года, однако наиболее активное их использование приходится на более поздний период. Очень большую роль сыграли эти машины в ходе боёв за Украину зимой и весной 1944 года. Советские танкисты, воевавшие на «Шерманах», отмечали, что этот танк отличается значительно более высокой проходимостью, чем другие «ленд-лизовские» образцы боевой техники. В то же время по сравнению с Т-34 «Шерман» оказался намного более удобным для экипажа. Имелись определенные преимущества и по составу бортового оборудования. В ходе Белорусской наступательной операции насыщенность советских войск танками М4 достигла своего максимума, теперь они уступали по численности лишь вездесущим «тридцатьчетверкам». Надо сказать, что отзывы об использовании «Эмча» (советское прозвище танка, от М4) довольно скупы и при этом противоречивы. Скорее всего, причиной этого стало сочетание наиболее значительных недостатков этого танка с его же весьма весомыми плюсами – М4 был очень надежен и позволял выполнять глубокие рейды, но при столкновении с наиболее тяжелой немецкой бронетехникой он часто оказывался бессилен. Также нужно учитывать, что большинство мемуаров и прочей литературы писалось уже в разгар «Холодной войны», когда хвалить технику США было не принято. Достоверно известно, что в военные годы воевать на «иномарке» было как минимум престижно и многие экипажи и командиры суетились ради получения «Шерманов» в своё распоряжение. Укомплектованный «Шерманами» 1-й механизированный корпус 2-й гвардейской танковой армии непосредственно участвовал в штурме Берлина. 9-й гвардейский мехкорпус, получивший летом 1945-го года на вооружение 183 М4, был использован в ходе войны против Японии. В последнем случае «Шерманы» проявили себя просто блестяще, преодолев огромные расстояния без существенных поломок.
После разгрома Германии и Японии танки M4 уже не производились, однако их военная служба продолжилась. В частности, эти машины активно применялись армией США в ходе войны в Корее. Именно здесь американский танк «Шерман» впервые был применен против советских Т-34. Необходимо, разумеется, учитывать, что бои с участием этих машин носили эпизодический характер. Сравнивая характеристики можно установить, что М4 с 76-мм пушкой и Т-34/85 примерно равны (сопоставимое бронирование, более мощная пушка Т-34 частично уравновешивается наличием стабилизатора, лучшей обзорностью и лучшей эргономикой мест экипажа, что немаловажно, у «Шермана»), потому результат столкновения во многом зависит от мастерства экипажей, квалификации командования и других факторов. Соотношение потерь в непосредственных танковых боях составило 34:97 в пользу США. О преимуществе «Шермана» это, однако, не говорит, поскольку вся имеющаяся информация указывает на то, что американцы уповали в основном на более мощные, тяжело бронированные и хорошо вооруженные «Першинги» и «Паттоны», которые по своим характеристикам были схожи скорее с ИС-2, чем с Т-34-85. Когда впоследствии в США оценивались общие итоги этого вооруженного конфликта, было отмечено, что М4 в целом оказались более эффективными, чем другие американские боевые машины. Речь не шла о состязании с Т-34, акцент делался скорее на обобщенной «полезности» в привязке к стоимости эксплуатации и надёжности техники.
Довольно масштабным было применение «Шерманов» и в ходе арабо-израильских войн, причем, что интересно, эти танки имелись у обеих противоборствующих сторон. Поскольку машины к 50-м годам откровенно устарели, их активно модернизировали и перевооружали. Особенно отличился на этом поприще Израиль, создавший танки М50 и М51, которые получили название «Супер Шерман» или «Израильский Шерман» (I-Sherman). Египет, впрочем, тоже старался не отставать. В целом же M4 Sherman состоял на вооружении 30 стран по всему миру, много где служил до середины 60-х и позже, а в таких странах, как Никарагуа, Парагвай, Уганда и другие ограниченно используется и по сей день.
За время ведения боевых действий и в ходе последующей мирной службы танки «Шерман» продемонстрировали следующие положительные качества: высокая надёжность ходовой части и её неплохая ремонтопригодность, по этому показателю танк превосходил даже Т-34, особенно ранних версий; дешевизна изготовления танка при массовом серийном производстве; удобство для всех членов экипажа (внутри машины можно достаточно свободно передвигаться); превосходная обзорность и оснащённость (в этом отношении «Шерман» превосходит и советские, и немецкие танки периода Второй Мировой войны); наличие стабилизатора орудия, что намного упрощает прицеливание и увеличивает точность огня, особенно в движении; сбалансированное и удачное дополнительное вооружение; большая удельная мощность, а оттого и подвижность, манёвренность, проходимость. Недостатки же были следующими: неудачное размещение трансмиссии и карданного вала, что делает танк более высоким; недостаточная устойчивость при движении по складкам рельефа местности, риск опрокидывания танка из-за высоко расположенного центра масс (танк довольно узкий для своей высоты); вооружение танка не унифицировано (75-мм пушка не обладает необходимой бронепробиваемостью, а орудие М1 так и не получило достаточно мощных осколочно-фугасных снарядов); неприспособленность для перевозки десанта (это остро чувствовалось на советско-германском фронте, поскольку в распоряжении Красной армии не имелось бронетранспортеров).
В заключение необходимо подчеркнуть, что любые оценки техники военных лет непременно должны учитывать сложные обстоятельства, которыми характеризовалось это сложное время. Американцы создали свой основной средний танк на очень слабом исходном основании, но сумели сделать его настоящей «рабочей лошадкой» для собственной армии, а также армии Великобритании, СССР и ещё целого ряда стран. «Шерман», подобно любой технике, имел целый ряд недостатков, однако его преимущества, прежде всего — универсальность, надёжность, дешевизна и простота, обеспечили ему долгую службу и достойное место в истории.
Представлен Medium Tank M4A2 Sherman (75) по прозвищу Caesar («Цезарь») с металлической гусеницей, «сухой» боеукладкой, 75-мм пушкой М3 и зенитным пулемётом .50 калибра (период выпуска — февраль-апрель 1943 года). Модель не имеет конкретной исторической привязки, подобные танки применялись Корпусом Морской пехоты США в боях за Тиниан, что на Марианских островах в июле 1944 года. Модель фирмы «Звезда» с некоторыми доработками, масштаб 1/35.
Подробный отчёт о сборке и покраске тут:
M4A2 Sherman (1/35 Звезда). Заметки по сборке
Статья написана на основе статьи с сайта Militaryarms, статьи из Википедии и других открытых источников.
На этом пока всё, следующий на очереди лёгкий американский танк, бывший самым шустрым во Второй Мировой. Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас – благодарю за внимание и хорошего времени суток!
Средневековые топоры #1.
Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!
В этой статье мы будем говорить о различных средневековых европейских мечах. Приведённые факты могут быть не полностью (или даже полностью не) верными для мечей японских, китайских, индийских и прочих, произведённых по восточную сторону Суэцкого канала. О таких неевропейских мечах мы поговорим в другой раз, а пока — добро пожаловать в край замков, рыцарских турниров, наконечников стрел типа «бодкин» и полных латных доспехов.
1. Европейские мечи были тупыми
…и служили для забивания врагов, как дубиной.
Как водится, смотря с чем сравнивать. Но если коротко, европейские мечи были во много раз острее людей, рассказывающих об их тупизне.
Безусловно, клинок не затачивался до остроты бритвы или скальпеля — это ему не требовалось.
У него были задачи, принципиально отличные от «брить владельцу зону бикини» и «удалять аппендицит при помощи двуручника».
Тем не менее, остроты среднего меча было более чем достаточно, чтобы превратить целого человека в анатомическое пособие. Археологической науке известны экземпляры, дошедшие до нас через те самые 500-600 лет и сохранившие очень и очень приличную остроту лезвия.
Вероятнее всего, миф о тупизне средневековых мечей происходит от занятного факта: клинок был не в состоянии прорезать нормальный европейский доспех — латы, кольчугу, «вот это всё». Но неэффективность меча против лат ещё не говорит о его тупизне — только лишь о том, что для пробивания «защиты» рыцаря следовало использовать другое оружие…
Если совсем коротко: до тех пор, пока меч не совершает режущее движение, он безопасен даже для голой руки, не говоря уже о руке защищённой.
Конечно, не стоит забывать о случаях, когда часть клинка, расположенную у рукояти, не затачивали вовсе, чтобы дополнительно обезопасить руки при half-swording или чтобы держать меч хватом, при котором указательный палец пересекает гарду и ложится на клинок. Капитан Очевидность спешит подсказать, что в таком случае незаточенной оставалась лишь малая часть клинка, тогда как остальная часть затачивалась обычным способом.
2. Средневековые мечи были тяжёлыми
Сложно точно сказать, откуда пошло это заблуждение. Наиболее вероятной версией кажется та, которая гласит, что чрезмерным весом (и, кстати, незаточенным клинком) обладали мечи парадно-церемониальные. То есть те, которым нужно лишь выглядеть красиво и внушительно, но никак не служить боевым оружием.
На самом же деле средний вес европейского одноручного меча (того, который в реальности называется arming sword, а в фэнтези — longsword) — 1,2 кг, плюс-минус 100 г.
Никаких клинков «по пять — семь килограмм, а в особых случаях — до 18 кило» не было в природе.
Об этом свидетельствует безумное количество источников — от «Википедии» (которой, как известно, верить нельзя), до ведущего специалиста по мечам Эварта Оукшотта.
Для двуручного же меча (greatsword — в фэнтези, longsword — в реальности) значение среднего веса — 1,75 кг.
Чисто для сравнения: 1,2 кило весит пистолет АПС с патронами и без кобуры-приклада, модная Beretta 92 с боеприпасами и классический Colt M1911A1 с ними же — можно ли считать эти пистолеты чрезмерно тяжёлыми?
3. Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали
Особенно это любят утверждать любители катан (которые — катаны, не любители, — как известно, «сделаны из самой лучшей в мире стали»). На самом же деле развитие металлургии в Европе позволяло производить сталь очень высокой пробы.
Да, качество мечей не было однородным — были клинки получше, были похуже. Были откровенно дерьмовые экземпляры — и были мечи, достойные короля Артура.
Но, если мы говорим о среднем оружии периода высокого или позднего Средневековья, то оно было сделано не просто из хорошей стали, а из тех сортов, которые сейчас назвали бы пружинными, — лучшей по соотношению качеств металла (твёрдости, прочности, гибкости), из которого в принципе можно делать клинки.
(Фото: Johnny Shumate)
Вообще, сталь, из которой производились мечи, — тема для отдельной статьи, а то и для диссертации. Но мы постараемся коротенько изложить основные моменты. Клинки, безусловно, можно было делать из закалённой стали — правда, в таком случае они становились не очень-то живучими и достаточно быстро приходили в негодность; тогда как пружинная сталь, отличающаяся высокой гибкостью, позволяла оружию, собственно, пружинить под ударами, что делало его существенно более «выносливым» и долговечным. В любом из этих случаев, однако, использовали металл лучшего (на то время) качества — тигельную сталь высочайшей очистки.
Однако глупо и опрометчиво было бы утверждать — мы и не смеем, — что все европейские мечи были качественными и высококлассными. Разумеется, нет. Клинков из стали похуже было куда больше. Но даже самая паршивая тигельная сталь позволяла сделать достаточно приличное оружие, которое не лопнет пополам при первом же ударе.
Ну а что касается лучших образцов, то… Европа обогнала по их качеству весь остальной свет. Если сравнивать аутентичные лучшие средневековые европейские мечи с лучшими же средневековыми мечами из любой другой части света, европейские победят с большим отрывом. Просто за счёт лучшего развития металлургии, чем где бы то ни было ещё.
4. Все европейские средневековые мечи были одинаковыми
Вот ещё! Как не являются одинаковыми современные автоматы, так не были одинаковыми и мечи — причём, с какой стороны ни посмотри.
Пожалуй, не будем особенно заострять внимание на такой очевидной вещи, как то, что даже не все они были обоюдоострыми — существовали, скажем, фальшионы и гросс-мессеры (которые, что самое характерное, тоже не были стандартизированными). Пойдём сразу дальше: даже если мы возьмём классический романский меч (прочно ассоциирующийся как раз с рыцарями и самим понятием «меч»), различий между разными экземплярами будет более чем достаточно — от формы гарды до заточки. Способов заточки меча и форм клинка вообще существовало безмерное количество, и каждая из них была более предназначена для одних целей и менее — для других. Мы приведём иллюстрацию, изображающую наиболее распространённые типы.
Несложно догадаться, что одни из приведённых вариантов больше подходили для режущих движений, другие — для рубящих, а третьи — вовсе для колющих.
5. Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами
Удивительное дело, но ходит по «интернетам» и такой миф. А заодно и его вариация: «любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками (и ногами)».
Что ж, скажем «спасибо» популяризаторам точки зрения: «боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.
Сюрприз: фехтование — тоже боевое искусство, и вот как раз в фехтовании европейцы превзошли всех остальных… даже самураев, мои маленькие фанаты катан.
Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?
Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.
Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!
Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные. Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике.
И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.
Алексей Попенков
warhead.su
Хитрый топор
Многие инструменты, которыми мастера и хозяева пользуются каждый день, появились очень давно еще до нашей эры. Что же нового придумать в конструкцию молотка, топора или пилы? Кое-что все-таки можно. Однако, крайне редко получается сделать так, чтобы привнесенная инновация помогла существенно повысить эффективность и, если угодно, производительность привычного инструмента.
По крайне мере однажды сделать такое уже удалось, причем с топором.
Сегодня существует одна любопытная компания, которая называется «Chopper1 Axe» и выпускает одну единственную вещь, которая называется точно так же. В переводе на русский язык «Chopper1 Axe» означает всего-навсего «Топор дровосека». Достаточно один раз взглянуть на данный инструмент, чтобы понять, насколько сильно он отличается от любого другого обычного топора. При первом знакомстве подвижные элементы конструкции, запрятанные в лезвии, выглядят как какое-то странное нагромождение. Но на практике все не так просто.
Топор «Chopper1 Axe» – разработка немолодая. Появился инструмент еще в 1975 году в США. Его создателем стал конструктор Боб Конолия. Популярная коммерческая легенда гласит о том, что Бобу было неудобно работать обычным топором: при колке дров лезвие регулярно застревало в древесине, отчего приходилось тратить лишнее время и силы на его извлечение. Сосед посоветовал Бобу рубить под углом 45 градусов, однако едва попробовав конструктор заметил, что при таком ударе теряется значительная часть энергии топора.
Поэтому инженер решил дополнить лезвие двумя подвижными элементами, которые улучшали раскалывание и не позволяли топору застревать даже в самой плотной древесной породе при прямом ударе. Металлические «усы» топора в момент удара не просто помогают раскалывать, но еще и раздвигают поленья в разные стороны. Это позволяет значительно ускорить и упростить процесс колки дров.
После представления изобретения на выставке в Чикаго в 1976 году к Бобу пришел успех. Его изделие продавали по всей Америке включая Канаду. Причудливый инструмент буквально расхватывали хозяева. В 1989 году Конолия свернул производство, и тогда жители Америки просто завалили конструктора письмами с просьбой вернуться на рынок. С тех пор и существует компания, продающая один единственный топор.