“Химическая лихорадка” Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть

“химическая лихорадка” сценарий интеллектуальной игры по курсу «химия» | образовательная социальная сеть

ГАОУ СПО МО

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

ОСП «ЛЬВОВСКОЕ»

Химическая лихорадка

Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия»

                                                          Выполнила

                                                              преподаватель химии

                                                          Дзаболова И. М.  

                                               2вариант

                                                        2021г.

Интеллектуальная игра

«Химическая лихорадка».

Цели:

Развивающие:

Воспитательная:

Оформление кабинета: портреты ученых-химиков, плакат с девизом игры; таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Оборудование и реактивы:  скипидар, бензин (авиационный) этанол, аммиак, уксусная кислота, пищевая сода, лимон, перекись водорода.  Шкатулки,  иголки, нитки, пуговицы, подушечка для иголок, изделия из серебра, лоскутки тканей, три металлических подноса.

В игре принимает участие две команды по 5-7 человек.  Во  главе каждой команды капитан. Остальные учащиеся-зрители, болельщики.

Предварительный этап (за две недели):

Вот, кажется, будто недавно                                                                                                                                  Жил человек и не знал,                                                                                                                                      Что из серого камня                                                                                                                                    Выплавить можно металл.

Что обычный песок под ногами                                                                                                                       Огонь превращает в стекло,                                                                                                                              Трудно сейчас и представить,                                                                                                                                      Как это было давно.

Назад убегают года за годами,                                                                                                                                     За веком проносится век…                                                                                                                                                И сколько практических знаний                                                                                                                             Сумел накопить человек!

Энергия атома нам покорилась,                                                                                                                               Что скрыто таилось в веках,                                                                                                                                   Ядер состав мы менять научились,                                                                                                                 Химия в наших руках!

Вперед ли посмотришь,                                                                                                                                                  Назад ли оглянешься,                                                                                                                                      Пройдено столько пути!                                                                                                                                      Русской науки звездой путеводной                                                                                                                    Желаю я быть впереди

 Учитель:

Этими словами мы и хотим начать состязание. Оно поможет нам узнать наших химиков-эрудитов, проверить свои знания и смекалку.

Гейм I.   Погоня за лидером. 

Вопросы  1-ой команде:

Какой химический элемент в своем названии несет в себе волшебника?  /магний/

Какой металл считается крылатым?  /алюминий/

Какой металл может болеть «чумой»?  /олово/

Какой химический элемент плавится в ладони? /таллий/

Что означает слово «галогены»?  /рождающие соль/

           Вопросы  2-ой команде:

В название какого металла входит дерево?  /никель/

      Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»?  /тантал/

     От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека?  /серебро/

     Назвать самый тугоплавкий металл.  /вольфрам/

    Что означает слово «ауруум»?  /золото/

Информационная пауза.

Знаете ли вы…

В России первый стекольный завод начал производить стекло в 1635 году.

Гейм II.  Сюрпризы  химии.

  1. …У островов Гаити во время своего путешествия  (1493г.) некто увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Хотя это казалось невероятным, но ударяясь об землю, мяч довольно высоко подскакивал в воздух. Этот некто привез несколько кусочков этого вещества на родину, но ВТО время никого им не заинтересовал.                                                  

                      Кто этот некто и что это за вещество?

  /Испанский адмирал Христофор Колумб/

  1. … Во Франции к 1820 году научились изготавливать подтяжки и подвязки из каучуковых нитей, сплетенных с тканью. В Англии некто предложил класть тонкий слой каучука между двумя слоями ткани и из этого материала шить водонепроницаемое пальто. Но пальто становилось твердым от холода, а летом расползалось от жары.                                                                  

                        Кто этот некто?  /Макинтош/

  1. …В 1811году дотоле неизвестным в научных кругах французских химиков-технологов Бернаром  Куртуа из морских водорослей  был открыт этот элемент. Друзья Куртуа рассказывали, что это открытие произошло случайно: любимый кот прыгнул на бутылки, содержащие золу в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились и жидкости смешались, образуя клубы сине-фиолетового пара.                                      

                          Что это за элемент?   /йод/

Гейм III.  Химия вокруг нас.

На доске   карточки с формулами химических соединений:

1.Это вещество применяют в медицине и называют нашатырным спиртом.

2. В это вещество превращается железо, разрушаясь под действием влаги и атмосферного воздуха.

3. В это вещество входит металл, который в свободном состоянии является жидкостью.

4. Найти формулу гашеной извести.

5 Формула мела: «Ау?!»

6. Какое вещество является составной частью стекла и канцелярским клеем?

7. Какое вещество называется селитрой и является ценным минеральным удобрением?

8. Это вещество называется пищевой или питьевой содой и используется в кулинарии.

9. Это вещество придает шашлыку нежность и аромат.

10. Основа «зеленого змия».

11. Формула глюкозы.

12.Органическая кислота с названием насекомого.

Гейм V.                        «Заколдованный кубик».

Расшифровать каждую сторону кубика, назвать каждый элемент и показать этот элемент в периодической системе  химических элементов Д. И. Менделеева.  Аналогичное задание предлагается и болельщикам.  Отличившимся  вручаются поощрительные призы.

"Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть                 "Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть

"Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть"Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть

"Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сетьНа гранях кубика рисунок-ребус «заколдованного» химического элемента или химического термина.

Гейм VI.                Из чего мы состоим?

Химические элементы в организме человека

Рассчитать содержание в процентах кислорода в организме человека, опираясь на предложенную схему.

       P  →1%    Н→10%  Ca →  2,8%   Na  →0,08%  K →0,23%     S →0,16%

               "Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть

  CL  →   0,1%           N  →  3,0%      Mg  →0,03%        C  →  21%                              

Дано:                                                                                                  

   W(Р) =1%;   W(Н)=10%;   W(Са)=2,8%; W(Na) =0,08%;

   W(K)= 0,23%;  W(S) =0,16%;   W(CL)=0,1%;   W(N)=3,0%;                  

   W(Mg)=0,03%; W(C)=21%;

                  Найти: W(О)-?

Решение:

W(О)= 100 – (W(Р)   W(Н)   W(Са) W(С) W(СL) W(S) W(Mg) W(N)  W(Na) W(K)    =

= 100-(1%   10%   2,8%    0,08%   0,23%   0,16%   0,1%   3,0%    0,03%    21%  = 60,5%

Ответ: W(О)= 60,5%

"Химическая лихорадка"  Сценарий интеллектуальной игры по курсу «Химия» | Образовательная социальная сеть

Гейм VII.   «Дальше, дальше, дальше…»

                                 1команда.

1.Сложные вещества, содержащие в растворе ионы металлов и кислотных остатков.                /Соли/                                                                                                                                                                    2. Разрушение металла под действием атмосферной влаги.                    /Коррозия/                                                                                                                                   3. Латинское название ртути.                                                                            /Гидраргирум/                                                                                                                             4. Что означает «силициум»?                                                                          /Кремний/                                                                                                                                             5. Автор Теории химического строения?                                                                                       /А. М. Бутлеров/                                                                                                                                 6. Формула малахита.                                                                                     /(CuOH)2CO3) /                                                                                                             7. Формула глюкозы.                                                                                     /С6Н12О6 /                                                                                                                         8. Качественная реакция на крахмал.                                                                                   /С йодом синее окрашивание/                                                                                        9.Основной компонент табака.                                                                /Никотин/                                                                                                                 10.Семейство фтора.                                                                                /Галогены/                                                                                                                     11. Формула канцелярского клея.                                                                               /Na2CO3 /                                                                                                                                 12. Вещества, улучшающие свойства почвы.                                               /Удобрения/                                                                                                                               13. Самый сильный окислитель.                                                      /Фтор/                                                                                                   14. Купрум.                                                                                            /Медь/                                                                                                                                                    15. Две разновидности углерода.                                                 /Графит и алмаз/

                                 2 команда.

  1. Формула горного хрусталя.                                                              /SiO2 /
  2. Латинское название железа.                                                         /Феррум/
  3. Ион с положительным зарядом.                                               /Катион/
  4. Сплав, содержащий медь и олово.                                        /Бронза/
  5. Формула сахара.                                                                       /С12Н22О11/
  6. Самый легкий элемент.                                                         /Водород/
  7. Семейство лития.                                                                 /Щелочные металлы/
  8. Формула мела.                                                                   /СаСО3/
  9. Самый сильный восстановитель.                                /Франций/
  10. Качественная реакция на белок.           /Желтое окрашивание при действии азотной кислоты/
  11. Элемент, названный в честь страны.                  /Франций/
  12. Процесс, протекающий в листьях зеленых растений на свету.  /Фотосинтез/
  13. Две разновидности фосфора.                       /Белый и красный/
  14. Реакции присоединения водорода в органической химии. /Гидрирование/
  15. Автор периодического закона.                              /Д. И. Менделеев/

Итоговый счет   Подведение итогов

Награждение  – медали участникам команд

Шуточная химия. Викторина

Какой элемент всегда рад?   Какой газ утверждает, что он – это неон?

Какой неметалл является лесом?   Какой химический элемент состоит из двух животных?

Какой элемент вращается вокруг Солнца?

Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»?

Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище?

Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»?

В состав названия какого металла входит дерево?

Какой благородный металл состоит из  болотных водорослей?

Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети?

Какие химические элементы состоят из  различных рек?

В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?

Какой химический элемент имеет прямое  отношение к табуну лошадей?

Какой химический элемент пригоден для  непрерывного нагревания или кипячения воды?

Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн?

От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? Какие химические элементы состоят из троек?            

Ответы:

Радон.

Неон.

Бор.

Мышьяк.

Уран.

Водород, кислород, углерод.

Цирконий — цирк, цинк — цирк.

Тантал («танталовы муки»).

Никель.

Платина.

Золото.

Индий,  полоний, радон, Нильсборий.

Бром, хром.

Цирконий.

Титан.

Молибден.

Серебро.

Магний.

Натрий, иттрий.

Впечатления и оценка игры учащимися.

Методический материал "новогодняя химия" – химия, мероприятия

                                                Вступление

Новый год – самый весёлый, яркий и радостный праздник. Его любят взрослые и дети. Традиционно в школе проводится новогодний праздник, который создаёт у детей предпраздничное настроение.

Данная методическая разработка содержит подборку химических опытов, возможных при проведении новогоднего мероприятия.

Новый год – праздник, обещающий чудо. Когда он приходит, мы ждем новых свершений, сюрпризов, чудес… Действительно, Новый год без сюрпризов – не Новый год. В ходе данного мероприятия всех участников ждут необычные сюрпризы разной направленности.

                                                 Ход мероприятия

Ведущий. Новый год – праздник, обещающий чудо. Когда он приходит, мы ждем новых свершений, сюрпризов, чудес… Ведь только в новогоднюю ночь тыква может превратиться в шикарную карету, гадкий утенок – в прекрасного лебедя, Щелкунчик – в очаровательного принца, а Золушка – в сказочную незнакомку… Действительно, Новый год без сюрпризов – не Новый год. 
Сюрприз 1 «Свеча из мыла».Под звуки фанфар вносится стеариновая свеча в виде фигурки, символа года.

Ведущий. Свечанепременный атрибут новогоднего праздника. Попробуйте угадать, из чего сделана наша свеча?

свеча из Ð¼Ñ‹Ð»Ð°В давние времена свечи изготавливали из стеарина, поэтому логично предположить, что, раздобыв его, мы сможем изготовить свечку самостоятельно. Стеарин можно легко получить из всем известного хозяйственного мыла. А потом приниматься за свечку. Это интересное занятие, к тому же свеча из мыла, изготовленная самостоятельно — отличный подарок!

Мастер1. (Представляет проект «Свеча из стеарина)

Для того чтобы из мыла выделить стеарин нужно взять:

  • хозяйственное мыло,
  •  ненужную кастрюлю,
  • столовый уксус,
  • деревянную ложку для помешивания.

Подготовленное хозяйственное мыло (достаточно половины куска)

достаточно мелко настрогаем ножом в какую-нибудь старую ненужную (но чистую) кастрюлю. Затем добавим воды с таким расчётом, чтобы мыльная стружка была покрыта ей. Начинаем растапливать содержимое кастрюли на водяной бане. Для лучшего растворения время от времени помешивайте смесь деревянной ложкой. Когда мыло полностью растворится в воде, снимите кастрюлю с огня.

стеаринТеперь осторожно вливаем в смесь уксус. Постепенно на поверхности смеси будет появляться желтоватая масса. Это и есть стеарин. После остывания ложкой соберите его с поверхности. Затем сполосните его под струей воды и заверните в бумажное полотенце, чтобы ушли излишки влаги.

Приступим к изготовлению свечки. Расплавьте стеарин (как это удобнее сделать решайте сами). Затем возьмите достаточно толстую верёвочку и окуните её в расплав. Подождите пока стеарин на фитиле застынет. Повторите процедуру до тех пор, пока свеча из мыла не приобретет желаемую толщину. Свеча из мыла готова! Способ, который мы привели, конечно требует усидчивости, но именно таким способом раньше и изготавливали свечи!

Свеча из мыла может быть и фигурной. Но для её изготовления понадобится форма. Подготавливаем форму, пропитываем фитиль парой слоёв стеарина, закрепляем фитиль и заливаем расплавленный стеарин, который полностью заполняет форму. После застывания получится фигурная свеча из мыла. Как видите тоже ничего сложного!

Учёный-химик. Знаете ли вы, что стеарин — это смесь различных жирных кислот, в основном стеариновой, пальмитиновой, олеиновой и др.

В настоящее время большинство свечей изготавливают не из стеарина, а из парафина, который добывают из нефти. Из парафина также получают вазелин.

Сюрприз 2 «Снег из памперса»

Ведущий. Какой же Новый год без снега! Сюрприз № 2 для вас! Учимся делать снег…Полученный снег можно будет использовать в качестве праздничного декора, заменив банальную вату.

снег из памперсаМастер 2. (Показывает опыт) Смею предположить, что если вас интересуют химические опыты для детей, то дети, а, следовательно, и подгузники в вашей семье уже имеются. Поэтому дело остается за малым — сделать искусственный снег из памперса.

Осторожно разрезаем подгузник и извлеките из него набивку, похожую на обычную вату. Затем постараемся как можно лучше измельчить её. После этого помещаем наши мелкие кусочки набивки в глубокую миску (а лучше даже взять тазик) и начинаем потихоньку добавлять холодную воду. Во время этого процесса энергично разминаем смесь. На ваших глазах мокрый комок «ваты» превращается в снежный ком! Разминаем до тех пор, пока искусственный снег из памперса станет неотличим от настоящего. Но в отличие от него наш снег не растает. Важно еще не переборщить с количеством воды — иначе есть риск получить некрасивую серую массу, поэтому очень важно вливать воду очень не спеша. Когда визуально искусственный снег из памперса будет вас удовлетворять, то дальше можно положить его ненадолго в холодильник (не в морозильник!). Так он станет еще правдоподобнее.

Учёный-химик.Важное дополнение! Ни в коем случае не позволяйте детям пробовать полученный снег на вкус и тем более глотать! Полиакрилат не настолько безопасное вещество, чтобы его можно было есть. Да и при приготовлении искусственного снега тоже лучше воспользоваться резиновыми перчатками дабы поберечь кожу рук. Ну и, наверное, будет лишним добавлять, что для изготовления следует использовать только новый и неиспользованный подгузник. 

Что произошло? Все дело в том, что современные подгузники наполнены не ватой, а особым абсорбентом — полиакрилатом натрия. Абсорбент — это любое вещество, способное поглощать какие-либо другие вещества, например, воду. Тот же полиакрилат натрия способен впитать влаги в 30 раз больше своей массы!

При добавлении воды волокна наполнителя разбухают и визуально становятся похожи на кристаллы снега.

Сюрприз 3. «Шипящие бомбочки для ванны»

бомбочки для ванныМастер 3. (Проводит практический опыт)

Для начала приведу самый простой рецепт основы, которую можно использовать для детских игр в ванной. Научившись делать основу бомбочки, далее вы сможете экспериментировать с ароматизаторами. Итак, нам понадобятся:

Учёный-химик.Важное уточнение! Соды всегда должно быть в 2 раза больше, чем лимонной кислоты, только в этом случае мы обеспечим правильную химическую реакцию. Также не забывайте пользоваться перчатками!

Мастер.Лимонную кислоту, соду и соль тщательно, в течение нескольких минут, растираем и перемешиваем в чашке. Следим, чтобы не было комков! Теперь постепенно добавляем масло, растирая массу руками. Смесь должна быть пластичной, но в то же время суховатой. Не нужно добиваться консистенции пластилина! Полученную массу плотно трамбуем в заранее подготовленную емкость. Самое простое в домашних условиях это взять формы для запекания или контейнер от «Киндер-сюрприза». Чтобы наша заготовка уложилась плотнее, в нее можно добавить немного спирта. Таким образом смесь увлажнится и лучше утрамбуется.

Учёный-химик.Ни в коем случае не используйте для этого воду — она запустит реакцию, а спирт не окажет никакого воздействия. К тому же он быстро испарится.

Мастер.Теперь оставляем наши бомбочки для ванны застывать на несколько часов. После этого легко извлекаем их из формочек, и они готовы к применению! Достаточно кинуть бомбочку в ванную, как она начинает шипеть, выделяя множество пузырьков.

Учёный-химик.Это пойдёт химическая реакция с выделением углекислого газа.

светящийся цветокСюрприз 4. «Светящийся цветок»

Мастер 4. (Проводит мастер-класс)

Сейчас я поделюсь способом, как сделать настоящий светящийся цветок. Нам обязательно понадобится лампа черного света, она же лампа Вуда, она же лампа ультрафиолетового света. Продаются такие почти во всех магазинах электротоваров и стоит как обычная энергосберегающая. Цоколи ламп черного света имеются под любые светильники.

Нам понадобится маркер-выделитель текста. Проверяем, чтобы след от него светился под лампой черного света. Чаще всего светится желтый, но некоторые другие цвета тоже бывают светятся. Разрезаем ручку маркера и вытаскиваем волокна, содержащие чернила. Выдавливаем содержащиеся чернила в емкость с небольшим количеством воды. Помещаем туда цветок. Ждём несколько часов, пока цветок впитает флуоресцентные чернила. Всё это я сделал заранее.

Чернила пропитали цветок, его лепестки будут светиться под черным светом. Проверим?

Наслаждайтесь своим цветком волшебными новогодними вечерами.

дым из пальцевХимический опыт «Дым из пальцев»

Волшебник. Я умею пускать дым из пальцев. Не верите? Тогда смотрите…

(Очень эффектный химический опыт. Можно нагнать такой мистики с его помощью… И, возможно, знание этого эксперимента поможет в оформлении детских любительских спектаклей и представлений. Ведь дым из пальцев умеет делать каждый уважающий себя маг и чародей!

Итак, приступим. Нам понадобятся:

  • спичечный коробок,
  • прохладное блюдце,
  • зажигалка.

Да, да, это весь реквизит! Отрываем от спичечного коробка «чиркаш» и складываем его узкую сторону пополам. Кладем его на прохладное блюдце и поджигаем. После того как «чиркаш» сгорит, аккуратненько убираем с блюдца пепел. Видим, что на поверхности остался жёлтоватый налет. Именно он-то нам и нужен! Во время представления «волшебник» достаёт этот порошок и растирает его между пальцев, и от них начинает идти белый дым!)

Учёный-химик. Внимание! Продукты сгорания и дым ядовиты, поэтому постарайтесь не вдыхать этот дым, а после проведения химического опыта «Дым из пальцев» тщательно вымойте руки. Думаю, лишним будет отмечать, что этот фокус дети должны проводить исключительно под присмотром взрослых!

несгораемая купюраСюрприз 6. «Несгораемая купюра»

Мастер проводит опыт.

Несгораемая купюра — очень простой и эффектный химический опыт. Для проведения эксперимента нам понадобится:

  • соль,
  • водно-спиртовой раствор (не менее 50%),
  • щипчики.

Добавляем немного соли с водно-спиртовой раствор и окуните туда купюру, так чтобы она полностью пропиталась. Сначала лучше тренироваться на купюрах небольшого достоинства.  Вытаскиваем пинцетом купюру из раствора и немного ждем пока с неё стекут излишки жидкости. Собираемся с духом и поджигаем! Дайте огню прогореть пока он не погаснет и продемонстрируйте изумлённой публике несгораемую купюру. Она даже по краям ни капельки не обуглилась!

Учёный-химик.Суть химического опыта «Несгораемая купюра» состоит в следующем. Когда вы поджигаете купюру начинает гореть спирт. Горит он быстро, вода же, которая присутствует в волшебном растворе не успевает испариться. Поэтому сама влажная купюра и не загорается.

Сюрприз 7. «Лопающиеся шары»

Как лопнуть шарик при помощи апельсинаВедущий приглашает несколько ребят, раздаёт им шары. На поверхности стола заранее выдавливается сок из цедры апельсина. По команде ребята опускают шары на стол. При этом шары лопаются.

Ведущий. Что произошло?

Учёный-химик.Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

Ведущий.Так, елку нарядили, костюмы приготовили. Делать сюрпризы научились Да?

А сейчас я предлагаю вам распрощаться со старым годом и вступить в Новый!

Между стульями завязывается лента, через которую, взявшись за руки, по очереди переступают ребята. Предварительно можно попросить их загадать желания.

Заключительное слово.

Вечер наш подходит к завершению,

Всем удачи, счастья пожелать хочу,

Чтоб исполнилось, чего желаете,

В этом наступающем году!

Будет пусть достаток и терпенье,

Вам успеха в будущих делах,

Творческого вдохновенья, настроенья,

И не бойтесь потеряться вы в мечтах!..

Источники: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/

                     https://pozdravshutkoi.ru

Химия некоторых продуктов питания,  ч.2