Как выбрать подарки | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть

Диагностическая методика “секрет” (”подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевальную), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция: “Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят.

(Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевальной). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью?”

После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: “Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?”

Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Протокол к методике «Подарок»

ИмяКому не подаришь?Кто тебе подарит?Кто не захочет тебе дарить?

— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

— логическое (проведение мыслительных операций с опо­рой на понятия, отражающие сущность предметов и вы­ражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего» психологического процесса, пси­хической деятельности.

1. Проявления агрессивного поведения.

3. Повышенная тревожность.

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском саду.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и ин­дивидуальная коррекционная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.

В ГОУ разработана единая схема диагностических методик по­знавательной и эмоциональной сферы.

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

ления и зритель- но-мотор- ,лая коор- динациянарисована на кар- точке размером 10×15 см. Испы- туемому дают лист белой бумаги фор- мата А4, карандаш и просят скопиро- вать рисунки как можно точнее— выполнение углов; — ориентация эле- ментов; — взаимное распо- ложение элементов. Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные ре­зультаты сравни­вают с возрастны­ми нормативами: 6 лет: 22—30 баллов; 7 лет: 24—32 балладетей до- школьно- го — млад- шего школьного возраста: Тексты и методиче- ское посо­бие, м., 2003
Произ- вольность (умение управлять своими действия- ми, кон- тролиро- вать пра- вильность их выпол- нения в соответ- ствии с заданны- ми прави- — лами)Лаби- ринты (автор Д. Векс- лер)Предлагается не- сколько лабирин- тов возрастающей сложности. Необ- ходимо найти вы- ход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать ли- нии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка)Высокая — работа без ошибок. Средняя — 1 ошиб- ка в одном лаби- ринте. Низкая — более 2-х ошибок в од- ном лабиринтеЧереднико- ва Т. Про- верьте раз- витие ре- бенка: 105 психологи- ческих тес- тов. СПб.,
Мышление (выделение сущест- венных признаков предметов и соотне- сение их по этим признакам)Самое непохо- жее (автор Л. Вен- гер)Используют 8 гео- метрических фи- гур, различающих- ся по форме, вели- чине, цвету: 4 тре- угольника, 4 пря- моугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник ма- ленький, второйВысокая — преоб- ладание выбора по трем признакам и называние одного- двух. Средняя — преоб- ладание выбора по двум признакам и называние одного. Низкая —- преобла- дание выбора поПсихолог в дошколь- ном учреж- дении: ме- тодические рекоменда- ции к прак- тической деятельно- сти. М.,
большой; один прямоугольник маленький,второй большой). Осталь- ные другого цвета. Взрослый раскла- дывает фигуры в ряд в произвольной последовательно- сти и просит ска- „. зать, чем они отли- чаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди ос- тальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2—3 фи- гурамиодному признаку без называния
Наглядно- действен- ные фор- мы мыш- ления, уровни сформи- рованно- сти иден- тифика- ции и модели- рованияДоска СегенаВкладывание дета- лей в доску с уг- лублениями-пазами3—4 года: В -— примерива- ние; С — целенаправ- ленные пробы; Н — силовые приемы. 4—5 лет: В — зрительное соотнесение; С — простые фи- гуры (круг, квад- рат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные приме­риваются, в том числе не соответ­ствующим нуж­ным прорезям; Н —силовые приемы, ошибкиУсанова О. Лилия. М., 1994, с. 13
Сравне- Ние и ус- тановление,. тождества объектов на мате- риальном уровнеПочто- вый ящикВкладывание объ- емных деталей в коробку с прорезя- ми3—4 года: В—примерива- ние; С — целенаправ- ленные пробы; Н — силовые приемыУсанова О. Лилия. М., 1994, с. 13
Наглядно- образное мышле- ние, спо- собность соотнесе- ния час- тей и це- логоРазрез- ные картин- киСкладывание раз- резных картинок: 3—4 года —2,3 части разрезанные вдоль и поперек; 4—5 лет — 4, 5 частей под прямым углом; 5—5,5 лет — 4, 5 неравных частейВ—зрительное соотнесение; С — правильное сложение, прикла- дывание с разворо- том; Н — соединяет части без анализа полученного цело- гоУсанова О* Лилия. М., 1994, с. 14
1Уровень интеллек- туального развитияМатри- цы Ра- венаЗаполнение пробе- ла в матрице: серия А — 4— 5 лет; серия А, АВ — 5— 6 лет; серия А, АВ, В — 6—7 лет4—5 лет: В— 10—12 бал- лов; С — 6—9 баллов; Н — ниже 5 бал- лов; 5-—6 лет: В — выше 24 бал- лов; С—14—23 балла; Н — ниже 13 бал- лов; 6—7 лет: 28—36 баллов; С —23—27 бал- лов; Н—17—22 баллаУсанова О. Лилия. М., 1994, с. 22
Исклю- чение предме- товВыбор одного предмета, не отно- сящегося к катего- рии: 5 шт. (явное несоот- ветствие) 4—5 лет; 5 шт. — 5—6 лет; 7 шт. — 6—7 лет5 шт. — В; 3—4 шт. — С; 2 шт. —Н; 7 шт. —В; 4—6 шт. — С; 3 шт. — НУсанова О. Лилия. М., 1994, с, 31
Способ- ность понимать связь со- бытий и строить умозаклю- ченияСерия сюжет- ных карти- нокУстановление по- следовательности событийСм. источникУсанова О. Лилия. М., 1994, с. 12
Воспри- ятие (спо- собность устанав- ливать сходство и разли- чие между зрительно воспри- нимаемы- ми изо- браже- ниями)Какая фигура не под- ходитПредлагаются 3 тестовых листа: 1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фи- гуры, но одна из них отличается по величине (3 ма- ленькие фигуры, 1 большая). 2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета. 3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной фор- мы. Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подхо- дит?» и просят сказать, чем она отличается от ос- тальныхВысокая — выбор 3-х признаков (ве- личина, цвет, фор- ма) и называние одного-двух. Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного. Низкая — выбор одного признака без называнияЗабрам- ная С. Практиче- ский мате- риал для проведения психолого- педагогиче- ского об- следования детей. М.,
Возмож- ность модели- рования с учетом величины деталейПира- мидкаРазбор и складыва- ние пирамидкиВ — зрительное соотнесение; С — примерива- ние; Н — сбор без учета величиныУсанова О. Лилия. М, 1994, с. 12
Зритель ное вос приятиеТаблица пред- метных изобра- жений и их силу- этные эталоныУзнавание силуэт- ных формСм. источникУсанова О. Лилия. М., 1994, с. 66
Соотно- шение свойств предметов и задан- ных эта- лоновЭталоныПредъявляются 4 страницы, на каж- дой 16 картинок;, изображающих различные предме- ты. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разныеМаксимальный балл —32. Ошибки: неправиль- но отмеченная кар- тинка, неотмеченная нужная картинка За каждую ошибку вычитается один балл. В —29—32 балла; С —20—28 бал- лов; Н — менее 20 бал- ловДиагности- ческая ра- бота в дет- ском саду. Врстов н/Д,
Кратко- временная непроиз- вольная памятьУзнава- ние фи- гурДля запоминания предлагается ко- лонка из 3 абст- рактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таб- лица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимулаВысокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок. Средняя — пра- вильно узнано 2 стимула. Низкая -— пра- вильно узнан 1 стимулИсследова- ние особен- ностей раз- вития по- знаватель- ной сферы детей до- школьного и младшего школьного возрастов/ Авт.-сост. Н. Семаго, М. Сема- го. М., 2001
Состояние кратко- времен- ной памя- тиДесять слов Мето- дика А. Лу- рияРебенку для запо- минания предлага- ется ряд из 10 од- носложных, не связанных между собой слов9—10 — В; 6—8 — С;1—5—НВолков Б.С, Волкова Н.В. Как подго- товить ре- бенка к школе. М.,
Готов- ность к школеОпреде- ление мотивов учения (автор М. Гинз- бург)Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лично- стной позиции од- ного из персона- жей. После каждо- го абзаца перед ребенком выкла- > дывается схемати- ческий, соответст- вующий содержа- нию рисунок, кото- рый служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе: — учебный; — социальный; — позиционный; — внешний; — игровой; — оценочныйТип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив. Дети псевдоучеб- ного типа -—на социальный мотив. Дошкольники вы- бирают игровой мотив. Псевдоученики — внешний или оце- ночный мотивПоливано- ва К. Такие разные шес- тилетки. Индивиду- альная го- товность к школе: ди- агностика и коррекция. М., 2003
Сформи- рован- ность внутрен- ней пози- ции школьни- каБеседа о школе (автор Т. Неж- нова)Ребенку рассказы- вают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая ис- тория произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А и БВ ответах детей учебного типа преобладает кате- гория А. В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представле­ны в равных долях. Дошкольники вы­бирают преимуще­ственно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 мо­гут содержать и БПавлова Т. Диагностика готовности к школе. М.,
Мелкая моторикаОпреде- ление уровня разви- тия мел- кой мо- торикиРебенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами разме- щают на листе бу- маги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять (начинать с правой руки). Стрелочками отме- чается количество синкинезий — лишних движений других пальцев (от «нужного» к «не- нужному»)Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и срав- нивают с возрас- тными норматива- ми: 6 лет — 9 синкине- зий; 7 лет — 6 синкине- зийНижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
Мелкая моторикаНарисуй окруж- ностьПредлагается нари- совать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3— 3,5 смВысокая — ребе- нок справляется с заданием. Средняя — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движени- ем. Низкая —рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько прие- мов, периодически передвигая рукуНижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
]Мелкая моторикаПальце- вые пробыПросят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так)Высокий —вы- полнение изолиро- ванных движений пальцев. Средний — удают- ся не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые.Нижего- родцем К Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
Низкий — пальцы сгибаются и разги- баются только вместе
Мелкая моторикаМото- рика пальцев (автор Н. Озе- рецкий)В 3 года—взять кубик большим и указательными пальцами. В 4 года—на стол ставится коробка размером 10х 10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диамет- ром 2 см). По сигна- лу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука — 15 с, другая рука — 20 с. В 5 лет — на столе 2 спичечных короб- ка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уло- жить спички в два коробка. Контрольное вре- мя—20сВысокий — ребе- нок справляется с заданием в уста- новленное время. Средний — ребе- нок справляется с заданием, но ис- пользует дополни- тельное время. Низкий — не справляется с зада- ниемКрюкова С. Здравствуй, я сам! Тре- нинговая программа работы с детьми 3— 6 лет. М.,
Готов- ность к школеИсполь- зуются три ме­тодики
Развитие интеллек- та1. Рису- нок че- ловекаРебенку дают ка- рандаш, лист бума- ги и просят нари- совать человека целикомДля определения степени готовности к школе проводит- ся оценка выпол- нения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 балловВетер А., Цукерман Г. Психологи- ческое об- следование младших школьни­ков. М., 2001
го
Произ- вольность в регуля- ции дея- тельности2. Обра- зец и правило (автор Л. Вен-гер)Предлагается вы- полнить ряд зада- ний на тестовом листе. Каждое за- дание представляет собой фигуру — образец и располо­женные справа от нее точки разной формы. Необходи­мо соединить точки так, чтобы получи­лась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между оди­наковыми точками
Умение действо- ‘вать стро- — го по ин- струкции3. Гра- фиче- ский диктант (автор Д. Эль- конин)По словесной ин- струкции взрослого ребенок рисует узор на листе бума- ги в клетку с нане- сенными 4 точкамиКаждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицамПавлова Т. Диагности- ка готовно- сти ребенка к школе. М.,

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей.

«Наш материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».

Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция.

— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

— Многое отдал бы за то, чтобы я.

При необходимости объясните правило еще раз.

Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

Содержание

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Стимульный материал.

3. Мы любим маму, а.

15. Я думал, что мама чаще всего.

9. Что бы наш папа.

5. Мой брат (сестра).

11. Если бы мой брат (сестра).

2. Ребенок в семье.

10. Мои близкие думают обо мне, что я.

4. Бываем среди детей, но.

8. Дети, с которыми я играю.

12. Мои друзья меня часто.

23. Мой учитель (учительница, учителя).

16. Если бы не было школы.

18. Когда думаю о школе, то.

1. Я думаю, что людей больше.

6. Я достаточно ловкий, чтобы.

21. Я самый слабый.

13. Я хочу, чтобы у меня не было.

17. Я весь трясусь, когда.

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь.

20. Был бы очень счастлив, если бы я.

24. Всегда мечтаю.

14. Больной ребенок.

Ключ.

Предложения в методике сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери — 3, 15;

б) отношение к отцу —7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;

г) отношение к семье — 2, 10;

д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом — 1;

з) отношение к собственным способностям — 6, 21;

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;

к) отношение к болезни — 14;

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

Интерпретация.

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка:

«Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я. » указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта.

Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.