Имена князей литовских
“Страные и неславянские” имена литовских князей из Волынского договора 1219 года — часто повторяются в Новгородских берестяных грамотах.
Ибо славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
В Ипатьевской летописи 1219 года литовские князья и Галицко-Волынское княжество подписали договор.
“Бяху же имена литовских князей: се старейший Живинбуд, Давьят, Довспрунк, брат его Миндог, брат Довъялов Виликаил;
а жемоитские князи: Ерьдивил, Выкынт; а Рушьковичев: Кинтибуть, Вонибут, Бутовит…”.
Кто они были и почему их имена звучали так, как они звучали?
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: “Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку”.
[Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского “Белоруссы” Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид “литовцев” был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке
(соотношение по площади как 200/10 тыс.км2). Но нету его следов — ни в археологии ни в хрониках.
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколений (2000-3000 лет).
В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — “валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс”, практически совпадающий с
картой М. Довнар-Запольского.
По поводу имён — можно вспомнить, что единственного князя Литовского,
чье происхождение известно достоверно — он был сыном Короля Руси, Даниила, — звали Шварн.
А легендарного волата, на могиле которого стоит Могилев, звали Машека.
И поскольку Полоцкие летописи сгинули в московских закромах, мы можем сравнить имена князей Литовских с именами, которые до нас дошли достоверно из иных крыниц.
Например, с именами из берестяных грамот Новгорода X-XI вв. — “Жизнобуд, Местята, Твердята, Жировит, Сдила…”.
Другими словами, славянство действительно изменило языковой контекст, но делало это гораздо медленнее, чем принято считать.
И о лингвистике. Редко имена князей при жизни заканчивались на “-ас”. Так что если не писать “Пушкинас”, то не стоит писать “Гедиминас”.
А характерные имена жмудинов — “Мештойтис, Еньшайтис”, — начали появляться в Метриках Литовских только после Грюнвальда
— когда в исторической Самогитии появились первые города.
После здушэньня Восстания-1863 была создана Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVIII вв.
Основной целью — явно прописанной в предисловии, — было перетащить имя “Литвы” на “Жмудские земли” ради тезиса о “триедином народе”.
Акты комисси это вообще интересный документ. И в контексте темы “имена” довольно показательный.
Как Спис Войска Литовского XVI в. или документы с именами шляхты тутэйшай.
Ps.
И эта легенда об “исконно христианской православной белорусии” тоже слегка врет. Даже полоцкую св. Софию строили два князя-язычника.
Брячеслав — “что обращался к волхвам”, и Всеслав — “чародей-ваўкалак”.
Первая масштабная попытка христианизации — крещение Двинских языческих камней в XII в., — осталась в памяти только в виде камней-артефактов.
Двинские камни Рогволод-Бориса и Крещение Литвы Витовта и Ягайло — самые значимые попытки христианизации Края
со времен Торвальда Кодранссона, который и принес христанство в Полоцк.
К концу двенадцатого века в нашей земле было всего два (2) асоба, получивших титул святых. В Киеве-Новгороде их было около 40. Это пример различной роли религии в разных местах.
Pps.
Когда Финляндия стала независимой страной — стало модным переделывать свои фамилии на финский лад. Даже у аристократии. Так, поэт Эйнар Лённбом стал Эйно Лейно, седьмой президент Финляндии Юхан Хелльстен — Юхо Паасикиви и т. д.
А так да — по происхождению вся аристократия была шведской. Но финны почему-то не пытаются переименовывать Густава Вазу, основателя города Хельсинки.
Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года
в Полоцком княжестве и с 1267 (после Шварна, зятя Миндовга) в княжестве Литовском.
Гедимин, принявший правление после Витеня и
объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие считают производным от
лютичей (lutizi). На ранних картах Литва (Lithuania)
иногда писалась как LUTUANIA.
В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились Полоцк, Гродно и Берестье,
Витебск, Минск, Туров и Пинск.
Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.
Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла
еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походом
Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.
Самогития-Жмудь (Samogitia) — “в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство,
заходя в пределы нынешней Виленской губ… Достоверная история Жмуди начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом,
известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV века.”(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
При этом, со жмудинами — народом Самогитии — Гедимин так и не смог договориться даже о союзе в войне с общим врагом
— Тевтонским Орденом:
“…И никогда во время правления своего король Littouwin
[правящий из столицы — Новогрудка]
не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]”.
На всех картах и во всех титулах Самогития отмечалась отдельно от Литвы.
Жмудский и Полоцкий земские привилеи, подтверждавшие особый статус этих земель, подтверждались дольше других — до 1574 и 1634 годов соотвественно.
* Редакционная статья
Родовод гедиминовичей.
Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после
Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые
“уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья
из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно”
Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников
[ “Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета.
Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства
и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей,
под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. …Землю взрывают они не железом, а деревом…
Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю”
С.Герберштейн, “Записки о Московии”,
XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]
И чем руководствовались жители, предпочитая их выходцам из соседних (Волынского, Киевского, Смоленского, Новгородского, Мазовецкого) княжеств, которых
- Представляет мощную государственную единицу
- Культурно ближе
- Лингвистически ближе
- Династически связан
- Живет в городах, умеет писать и имеет некоторое юридическое образование
В то время Полоцк был городом “свободы или Венеции” – неугодные правители просто изгонялись.
Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а
“Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми”.
Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).
Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела.
Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.
А насчет “непривычных” имен… Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской.
Звали его Шварн. Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила.
Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека. В этот период
балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.
Есть еще и это.
- Миндовг — носил европейский титул “Rex” (король), принимал христианство, вел переписку с Папой римским.
-
Жмудские князья (Тройден-Будивид), пришедшие после его сына Войшалка и зятя Шварна, за 25 лет (1270-1295) — утратили титул “Rex”, не оставили после себя никакого письменного наследия,
отвергали христианство, оставили княжество в границах Миндовга и не имели союзников в соседних княжествах. - Гедимин — возобновил переписку с Европой, приветствовал христианство, за 25 лет (1316-1341) — удвоил площадь ВКЛ, мирно объединив разрозненные Полоцкие земли.
Витен и Гедимин, чье культурное опоздание они продолжили? Вы предпочитаете Рогволодовичей, которые были тесно связаны с Европой (Софья Минская была королевой Дании) и Миндовгом, или Жмудиных, которые исторически вообще не имели культурных связей с Европой?
Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем.
Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества,
изложенную в труде “Живописная Россия” под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.
[
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России). Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии.
]
Ps.
И статья, и “Комментарий редакции” являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают
собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.
Витаутас против Витаутаса
1345-1377 При в. князе Ольгерде, сыне Гедимина, в Великое княжество Литовское были собраны все белорусские земли.
Разбив войска Золотой Ордой в битве на Синих Водах, Ольгерд присединил к ВКЛ
“земли Русские” (современная Украина).